Проблема исследования: данное исследование посвящено описанию новой формы педагогического наставничества на филологическом факультете Российского университета дружбы народов в рамках обучения медиакоммуникациям. Одним из приоритетных направлений процесса обучения в высшей школе в настоящее время становится интеграция цифровых технологий и формирование соответствующих компетенций у студентов гуманитарного профиля: необходимо учитывать тот факт, что для молодежи XXI в., формирующей свои навыки в условиях постоянного технологического развития, влияющего помимо всего остального на методы и способы взаимодействия, 'цифровой способ передачи и получения информации стал естественным и единственно возможным' [4]. Опора на коммуникационные цифровые инновации формирует принципиально новую картину мира, в которой предъявляются современные цифровые требования к методам и принципам образования, касающихся всех сфер деятельности человека. Для улучшения процесса адаптации студентов гуманитарных специальностей к новым цифровым компетенциям, на филологическом факультете РУДН в рамках кафедры массовых коммуникаций была введена новая форма поддержки студентов - data-интенсив. Целью исследования является: описание и анализ комплекса новых образовательных практик и программ, применяемых как дополнительная форма наставничества в процессе подготовки будущих журналистов, где деятельность наставника в образовательном процессе связана не только с педагогической поддержкой образовательного процесса, но и 'устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся' [1], т. е. моделирование сложных ситуаций для обучающегося и формирование у студентов самостоятельного инструментария для решения возникающих вызовов, находящихся в социальной, образовательной или профессиональной сфере. Описаны новые тенденции в сфере журналистского образования, стратегии обучения, инновационные образовательные программы и формы наставничества как способа активизации мотивации студентов к созданию собственных научных проектов, расширению творческого потенциала, повышению компетенций в сфере журналистики, включенности в образовательную траекторию университета и страны. Методы исследования: кабинетное исследование на основе библиографического и энциклопедического методов, а также описательный метод, теоретический анализ и выборочный метод. В качестве эмпирического материала использовались результаты проектной деятельности студентов, обучающихся по программе цифровой магистратуры 'Журналистика больших данных' (8 человек). Выводы и рекомендации. Исследование, отраженное в статье, позволяет сделать вывод о необходимости организации комплексной системы наставничества в рамках образовательных программ междисциплинарной направленности. Неизбежный рост применения технологий в образовании, высокие стандарты и требования к специалистам в области журналистики, междисциплинарность и креативный подход ставят перед преподавателями и университетами новые комплексные задачи по совершенствованию не только программ обучения, но и форм наставничества. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках журналистского образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки педагога.
Research problem: this study focuses on the description of a new form of pedagogical tutoring at the Faculty of Philology of Peoples' Friendship University of Russia in the framework of media education. One of the priorities of the educational process today is the integration of digital technologies and the formation of appropriate competencies for students of the humanities: it is necessary to take into account the fact that for the modern generation of young people, the digital way of transmitting and receiving information has become natural and the only possible, and, moreover, today, relying on digital innovations and new ways of activity young people are entering a new era of cognition, changing the usual picture of the world and making new demands on the conditions of education in all spheres [4]. In order to improve the process of humanities students' adaptation to new digital competences, a new form of student support - Data Intensive - was introduced at the RUDN Faculty of Philology within the Department of Mass Communication. The goal of the study is: to describe and analyze a set of new educational practices and programs used as an additional form of mentoring in the training of future journalists: the essence of a mentor's activity in education includes not only pedagogical support, but also the elimination of students' internal educational deficits, that is, creating conditions for them to be ready to resolve this or that type of social, educational or professional problem independently [1]. New trends in journalism education, teaching strategies, innovative educational programs, and forms of mentoring as a way of activating students' motivation to create their own research projects, expand their creative potential, increase their competencies in journalism, and get involved in the educational trajectory of the University and the country are described. Research methods: bibliographic method, encyclopedic method, method of theoretical analysis and descriptive method, sampling method were used in this paper. As empirical material, the results of project activities of students studying in the Digital Master's program 'Big Data Journalism' (8 people) were used as an empirical material. Conclusions and recommendations. The study leads to the conclusion that a comprehensive mentoring system within the framework of interdisciplinary educational programs is necessary. The inevitable growth in the use of technology in education, high standards and requirements for journalism professionals, interdisciplinary, and a creative approach pose new and complex challenges for teachers and universities to improve not only training programs, but also forms of mentoring. The results of the study can be used in the development of curricula, working programs of practices implemented within journalism education, and the implementation of comparative research to develop a methodology for practical teacher training.