Проблема исследования: язык как особый культурный феномен недостаточно изучен, равно как и недостаточно разработаны теоретические взгляды на язык как конструктор социокультурных реальностей. У такой науки, как лингвокультурология, недостаточно разработаны теоретические основания как у специфической науки языкознания и как у гуманитарной науки в целом. Цель исследования: рассмотрение образа языка как метаконцепта - специфического феномена культуры и актора воспитания, изучение ритуалов - специфических конституирующих механизмов, что помогает связать язык и его образ с рядом явлений культуры и общественными институтами, осмыслить его конституирующие особенности и гносеологическую продуктивность. Ведущие методы исследования: диалектические и исторические, методы системного анализа, ситуационный метод, компаративный метод, метод интерпретационного анализа, структурно-функциональный подход, метод концептуального моделирования, этнометодологический подход, синергийная методология. Выводы и рекомендации. Использование данных методов помогло целостному рассмотрению языка и выявило его культуротворческий потенциал. В работе описана модель образа языка одного из авторов как метаконцепта - реальности культуры, формирующей 'тонкую социокультурную пленку', представляющую единство слов и их значений, - концептосферу. Язык как метаконцепт 'озвучивает' окружающий мир, способствует формированию личности ребенка и 'надевает' пленки первичной и последующих социокультурных идентификаций с определенными социокультурными образованиями (виртуальными или реальными) в процессе церемониально-обрядовых форм поведения - лингвосоциокоммуникативных ритуалов. В работе дается характеристика некоторых ритуалов: эгокоммуникативных, формирующих личность ребенка; этнокоммуникативных, входящих в состав этноса; полиэтнокультурных, выводящих человека за пределы родного этномира к границам других этномиров, и ряда других.
Research problem: linguistic, cultural and anthropological turns corrected our methodical focus of object researches. It forces us pay special attention to the language as a reality itself. The purpose of the study is to consider the image of a language as a metaconcept, specific cultural phenomenon and an actor of education, to interpret rituals as it's specific constituting mechanisms, this will make it possible to connect the language and its image with a number of cultural phenomena and social institutions, to comprehend its constitutive features and epistemological productivity. Dialectical methods, methods of historicism, system analysis, situational method, comparative method, method of interpretive analysis, elements of the structural-functional approach, conceptual modeling method, ethnomethodological approach, synergistic methodology are used in the research. The results of the study can be used for following researches of the language image. It considers the language as a meta-concept of cultural reality, forming a 'thin socio-cultural envelope'. This cultural phenomenon represents the unity of words and their meanings - conceptosphere, its anatomical division into constituent elements is carried out. Language as a metaconcept 'gives voice' the surrounding world contributes and helps to the child's personality formation and 'wears' masks of primary and subsequent sociocultural identifications with certain sociocultural formations (virtual or real) in the process of ceremonial and ritual forms of behavior - linguo-socio-communicative or linguo-cultural socio-communicative rituals. The work gives a description of some rituals as ego-communicative, forming the child's personality; ethnocommunicative, constituting a member of an ethnic group; polyethno-cultural, leading a person beyond the boundaries of the native ethno-world to the boundaries of other ethno-worlds and a number of others.