В статье рассматривается вопрос изучения несанкционированного преобразования образовательной среды школы (школьного вандализма), как комплекса маркеров, указывающих на знаковые потребности обучающихся, взаимодействующих с этой средой. Было выявлено, что образовательная среда, включающая в себя различные компоненты, обладает не только развивающим и воспитывающим потенциалом, но и сама является объектом стихийных изменений посредством изменения или уничтожения элементов среды, обусловленных ограниченными этой средой потребностями обучающихся. Исследование направлено на анализ пространственно-предметной составляющей образовательной среды и выявление несанкционированных трансформаций для последующей типологии и определения рисков потенциальной депривации потребностей обучающихся. Исследование было организовано с помощью средового подхода: проведен анализ предметной образовательной среды пяти общеобразовательных организаций. Все обнаруженные факты несанкционированного преобразования были задокументированы (726 фотографий), классифицированы и оценены экспертами. Полученные данные были обработаны методами математико-статистического анализа. Результаты позволили выделить две основные группы несанкционированного преобразования образовательной среды школы: деструктивный вандализм, включающий порчу школьного имущества (до невозможности использовать это имущество по назначению), и преобразующий вандализм, появление которого существенно не снижает свойство объектов, но значительно искажает их восприятие. Анализ примеров позволил сделать выводы об основных, знаковых потребностях обучающихся: коммуникации и идентификации себя и своей роли в школьном социуме. Обнаруженные закономерности позволили разработать адресные рекомендации по преобразованию пространственно-предметного компонента образовательной среды участвовавших в исследовании школ.
The article deals with the study of unauthorized transformation of the educational environment of the school (school vandalism) as a set of markers, indicating the sign needs of students interacting with this environment. It has been revealed that the educational environment, which includes various components, has not only developing and educating potential, but is also itself an object of spontaneous changes by changing or destroying elements of the environment, caused by the needs of students limited to this environment. The study is aimed at analyzing the spatial and subjective component of the educational environment and identifying unauthorized transformations for the subsequent typology and identification of risks of potential deprivation of students' needs. The study was organized using the environmental approach: an analysis of the subject educational environment of five general educational organizations was carried out. All detected facts of unauthorized transformation were documented (726 photos), classified and evaluated by experts. The obtained data were processed by methods of mathematical and statistical analysis. The results allowed us to identify two main groups of unauthorized transformation of the educational environment of the school: destructive vandalism, including damage to school property (up to the inability to use this property for its intended purpose), and transformative vandalism, the appearance of which does not significantly reduce the property of objects, but significantly distorts their perception. Analysis of the examples allowed us to draw conclusions about the basic, iconic needs of students: communication and identification of themselves and their role in the school community. The detected patterns made it possible to develop targeted recommendations for the transformation of the spatial and subjective component of the educational environment of the schools involved in the study.