Kazan Federal University Digital Repository

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Истомина О.Б. ru_RU
dc.contributor.author Зайцева О.Ю. ru_RU
dc.date.accessioned 2024-02-21T06:21:41Z
dc.date.available 2024-02-21T06:21:41Z
dc.date.issued 2023
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/183024
dc.description.abstract Проблемы кадрового обеспечения учреждений современной российской системы образования все более обостряются в условиях нарастания социально-политической и экономической напряженности. Значительные дефициты обусловлены снижением социального престижа педагогической профессии, растущими требованиями должностной инструкции современного педагога, низкими реальными доходами, недостаточным методическим сопровождением и пунктирной поддержкой института наставничества. Затруднения кадрового обеспечения во многом сохраняются ввиду масштабности профессиональной миграции молодых специалистов. В связи с данными деструкциями возрастает роль современной профессиональной подготовки молодых специалистов, готовых к вызовам профессии и соответствующих профессиональным ожиданиям работодателей. Сегодня значительно актуализируются вопросы социального партнерства. Для повышения результативности его субъектами видятся: образовательная организация-реципиент; организация-донор, осуществляющая подготовку молодых специалистов; региональная власть, координирующая работу учреждений образования; и собственно молодежь региона, мотивированная на получение востребованной профессии педагога. Для успешной реализации государственного и регионального заказов и снижения "кадрового голода" важно обеспечить не только высоко качественный подготовительный контент, достаточную практическую подготовку, но и учесть профессиональные ожидания работодателей, конкретные экспектации в соответствии с особенностями региональной системы образования. Обозначенный круг проблем обусловил следующую цель данного исследования: определить профессиональные ожидания работодателей и требования к уровню подготовки молодых специалистов дошкольного образования в современном российском регионе (на примере Иркутской области), оценить уровень готовности молодых специалистов к удовлетворению профессиональных экспектаций, а также проанализировать существующие методы коррекции данного уровня и спроектировать потенциально продуктивные прогностические решения. Для решения поставленной цели авторами применены теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, индукция, вторичный анализ информационных справок Министерства образования и органов статистики области, а также социологический опрос, проведенный в форме анкетирования. Объем выборки - 115 руководителей дошкольных образовательных учреждений, тип выборки - квотная. От каждого района Иркутской области выбрано от 2 до 5 дошкольных учреждений в зависимости от их численности на территории. Охвачены городские и сельские поселения, в том числе северные отдаленные районы. По результатам опроса и вторичного анализа банка социологической информации получены следующие выводы. Работодателями достаточно высоко оценены уровни теоретической и практической подготовки, адаптивных способностей выпускников, коммуникативных навыков, исполнительской культуры и дисциплины. Дефицитарный уровень отмечается в позициях "инициативность и ответственность" (12 %) и "готовность выпускников к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях" (20 %), что является типовой характеристикой нового образовательного поколения. Вызывают повышенный интерес меры методической и социально-психологической поддержки в период адаптации на новом рабочем месте выпускников. Экспектации работодателей связаны с предупреждением конфликтных ситуаций и запросом на специфическую психолого-коммуникативную подготовку бесконфликтного взаимодействия с родительским сообществом (36 %) и в педагогическом коллективе (12 %). Востребована подготовка в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (14 %). Выявлены растущие потребности в специальных компетенциях: умение адаптироваться к изменениям условий труда (56 %), способность к освоению новых технических средств, необходимых в профессиональной деятельности (74 %), умение планировать и оценивать деятельность (91 %). Выводы и рекомендации. По итогам исследования сформулированы рекомендации по ru_RU
dc.description.abstract The problems of staffing institutions of the modern Russian education system are increasingly aggravated in the context of increasing socio-political and economic tensions. Significant deficits are due to a decrease in the social prestige of the teaching profession, the growing requirements of the job description of a modern teacher, low real incomes, insufficient methodological support and dotted support for the institution of mentoring. Difficulties in staffing remain largely due to the scale of professional migration of young professionals. In connection with these destructions, the role of modern professional training of young specialists who are ready for the challenges of the profession and meet the professional expectations of employers is increasing. Today, social partnership issues are significantly updated. To increase its effectiveness, its subjects see: a recipient educational organization; a donor organization that trains young professionals; regional authorities coordinating the work of educational institutions; and actually the youth of the region, motivated to receive the demanded profession of a teacher. To successfully implement state and regional orders and reduce the "personnel hunger", it is important to provide not only high-quality preparatory content, high-quality and sufficient practical training, but also to take into account the professional expectations of employers, specific examinations in accordance with the peculiarities of a particular regional education system. The designated range of problems determined the following purpose of this study: to determine the professional expectations of employers and the requirements for the level of training of young preschool education specialists in the modern Russian region (using the example of the Irkutsk region), to assess the level of readiness of young specialists to satisfy professional examinations, as well as to analyze existing methods for correcting this level and design potentially productive prognostic solutions. To solve this goal, the authors used theoretical and empirical research methods: analysis, induction, secondary analysis of information certificates of the Ministry of Education and regional statistics bodies, as well as a sociological survey conducted in the form of a questionnaire. The sample size is 115 heads of preschool institutions, the sample type is quota. From each district of the Irkutsk region, from 2 to 5 preschool institutions were chosen, depending on their number on the territory. Urban and rural settlements, including northern remote areas, are covered. According to the results of the survey and secondary analysis of the sociological information bank, the following conclusions were obtained. Employers highly appreciate the levels of theoretical and practical training, adaptive abilities of graduates, communication skills, performing culture and discipline. The deficit level is noted in the positions of "initiative and responsibility" (12 %) and "readiness of graduates to quickly respond in non-standard situations" (20 %), which is a typical characteristic of the new educational generation. Measures of methodological and socio-psychological support during the period of adaptation at the new workplace of graduates are of increased interest. Employers' experiences are associated with the prevention of conflict situations and the request for specific psychological and communicative preparation of conflict-free interaction with the parent community (36 %) and in the pedagogical team (12 %). Training in matters of personal-oriented interaction with children is in demand (15 %). Growing needs in special competencies were identified: the ability to adapt to changes in working conditions (56 %), the ability to master new technical means necessary in professional activities (74 %), the ability to plan and evaluate activities (91 %). Conclusions and recommendations. Based on the results of the st en_US
dc.relation.ispartofseries КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ru_RU
dc.subject кадровое обеспечение ru_RU
dc.subject профессиональные ожидания ru_RU
dc.subject экспектации ru_RU
dc.subject молодой специалист ru_RU
dc.subject государственное задание ru_RU
dc.subject региональный запрос ru_RU
dc.subject staffing en_US
dc.subject professional expectations en_US
dc.subject expertise en_US
dc.subject young specialist en_US
dc.subject government assignment en_US
dc.subject regional request en_US
dc.title ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ru_RU
dc.title.alternative PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF EMPLOYERS AND REQUIREMENTS FOR THE LEVEL OF TRAINING OF YOUNG SPECIALISTS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 378
dc.description.pages 75-83


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics