В статье рассматривается взаимосвязь и взаимовлияние процессов секуляризации и постсекуляризации в контексте социально-экономических трансформаций, а также развития информационных технологий. Современная социально-экономическая ситуация, рост экономической нестабильности и глобализационные процессы оказали
влияние на изменение религиозности, внеся значительные коррективы в классическую секуляризационную теорию, согласно которой
рост просвещения, индустриализм, формирование демократических
политических институтов постепенно снижает рост религиозности
общества в целом. В то же время феномен резкого роста уровня религиозности в странах бывшего Советского Союза, в том числе в Казахстане, на фоне экономических спадов начала ХХI века в сравнительной страновой перспективе может быть определен как средний.
Основные причины этого кросс-культурные исследования объясняют рядом факторов, в первую очередь - это "идеология", высокий образовательный уровень и традиции атеистического образования и
др., во-вторых - религиозное разнообразие. В то же время существует
необходимость дальнейшего развития и уточнения взаимовлияния
процессов секуляризации и религиозного "возрождения" под влиянием цифровых технологий.
The article examines the relationship and mutual influence of the
processes of secularization and post-secularization in the context of socioeconomic transformations, as well as the development of information
technologies. The modern socio-economic situation, the growth of economic
instability and globalization processes have influenced the change in
religiosity, making significant adjustments to the classical secularization
theory, according to which the growth of enlightenment, industrialism,
and the formation of democratic political institutions gradually reduces
the growth of religiosity in society as a whole. At the same time, the
phenomenon of a sharp increase in the level of religiosity in the countries
of the former Soviet Union, including Kazakhstan, against the backdrop of
economic downturns at the beginning of the 21st century, can be defined as average in a comparative country perspective. Cross-cultural studies
explain the main reasons for this by a number of factors, first of all,
"ideology", high educational level and traditions of atheistic education,
etc., and secondly, religious diversity. At the same time, there is a need
to further develop and clarify the mutual influence of the processes
of secularization and religious "revival" under the influence of digital
technologies.