В статье рассматриваются проблемы и перспективы взаимодей-
ствия когнитивных наук и исследований памяти. Доказывается, что од-
ной из наиболее перспективных стратегий их согласования представ-
ляется полемика вокруг понятия когнитивной схемы. Последняя поз-
воляет связать два уровня взаимодействий: с одной стороны, - между
индивидами, а с другой, - между людьми и культурными институтами.
Память соединяет гетерогенные образы, идеи и символы в когнитивные
схемы, которые действуют на психосоматическом уровне и в неотре-
флексированном пространстве повседневных практик. Поэтому оцени-
вать феномены памяти и идентичности с точки зрения "достоверности"
не очень продуктивно: ключевую роль в их формировании играет не ис-
торический или автобиографический опыт, но сама логика схематиза-
ции - проецирование или достраивание образов прошлого за счет их ин-
теграции в распространенные культурные нарративы.
The article deals with the problems and prospects of interaction between cognitive science and memory studies. It is proved that one of the most promising strategies for their coordination is the controversy around
the concept of a cognitive schema. The latter connects two levels of interactions: on the one hand, between individuals, and on the other, between people and cultural institutions. Memory combines heterogeneous images, ideas
and symbols into cognitive schema that operate on the psychosomatic level
and in the unreflected space of everyday practices. To evaluate the phenomena of memory and identity from the point of view of "reliability" is not
productive. The key role is played not by historical or autobiographical experience, but by the logic of schematization itself - the projection or completion of images of the past due to their integration into widespread cultural
narratives.