Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Позднякова Альбина Искандаровна | |
dc.contributor.author | Добротворская Светлана Георгиевна | |
dc.date.accessioned | 2023-10-06T07:19:53Z | |
dc.date.available | 2023-10-06T07:19:53Z | |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.citation | Позднякова А. И., Добротворская С. Г. Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин / А. И. Позднякова, С. Г. Добротворская // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2023. - № 2. - С. 36-51. - DOI 10.35231/18186653_2023_2_36. | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/177071 | |
dc.description.abstract | Усиливающееся влияние антропогенных факторов актуализирует проблему повышения экологической культуры общества, прежде всего - молодежи. Анализ состояния данной проблемы показывает, что необходимо совершенствование экологического образования студентов вуза как будущих специалистов. В статье предлагается один из вариантов решения проблемы - развитие экологической культуры на интегративной основе педагогических подходов в процессе изучения студентами естественнонаучных дисциплин, что составляет новизну исследования. Целью данной работы стало обоснование и экспериментальная проверка эффективности интеграции педагогических подходов, способствующих формированию экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Материалы и методы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели формирования экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин проводилась в период 2017-2022 гг. на базе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург). Участниками эксперимента стали 107 человек, составивших экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Для оценки результатов были использованы стандартизированные диагностические методики: "Экологическая культура" Е. В. Асафовой, "Мотивация и потребность в природоохранной деятельности" Е. П. Ильина и "Экологическая компетентность личности" А.В. Гагарина, а также опросник авторов исследования, включающий вопросы и решения экологических задач Эксперимент состоял из трех этапов. На подготовительном этапе изучалось реальное состояние уровня экологических знаний, мотиваций к экологической деятельности. На втором, формирующем этапе, была апробирована разработанная модель. На третьем этапе эксперимента были повторены исследования тех же показателей с применением тех же методик, что и на подготовительном этапе работы. Далее была выполнена статистическая обработка эмпирических данных и их интерпретация. Совокупность используемых методов и их взаимодополняемость обеспечивали достоверность результатов исследования. Результаты исследования. В результате проведенного эксперимента была выявлена динамика совокупного уровня сформированности познавательной, ценностно-мотивационной и практической составляющей в ЭГ и КГ. При этом в экспериментальной группе была выявлена однозначно большая положительная динамика в уровне развития экологической культуры. Материалы статистической обработки данных свидетельствуют о том, что различия между уровнями развития экологической культуры студентов на всех этапах исследования достоверны. Обсуждение и выводы. Полученные в ходе эксперимента данные подтверждают объективность понимания роли развития интеграции педагогических подходов в формировании экологической культуры. Таким образом, может быть обеспечено проявление у обучающихся активного решения экологических проблем и экологоориентированного поведения. | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | экологическая культура | |
dc.subject | студенты вуза | |
dc.subject | интеграция | |
dc.subject | педагогические подходы | |
dc.subject | естественнонаучные дисциплины | |
dc.subject.other | Народное образование. Педагогика | |
dc.title | Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт психологии и образования | |
dc.description.pages | 36-51 | |
dc.relation.ispartofseries-issue | 2 | |
dc.pub-id | 287226 | |
dc.identifier.doi | 10.35231/18186653_2023_2_36 |