Электронный архив

Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский федеральный университет
dc.contributor.author Позднякова Альбина Искандаровна
dc.contributor.author Добротворская Светлана Георгиевна
dc.date.accessioned 2023-10-06T07:19:53Z
dc.date.available 2023-10-06T07:19:53Z
dc.date.issued 2023
dc.identifier.citation Позднякова А. И., Добротворская С. Г. Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин / А. И. Позднякова, С. Г. Добротворская // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2023. - № 2. - С. 36-51. - DOI 10.35231/18186653_2023_2_36.
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/177071
dc.description.abstract Усиливающееся влияние антропогенных факторов актуализирует проблему повышения экологической культуры общества, прежде всего - молодежи. Анализ состояния данной проблемы показывает, что необходимо совершенствование экологического образования студентов вуза как будущих специалистов. В статье предлагается один из вариантов решения проблемы - развитие экологической культуры на интегративной основе педагогических подходов в процессе изучения студентами естественнонаучных дисциплин, что составляет новизну исследования. Целью данной работы стало обоснование и экспериментальная проверка эффективности интеграции педагогических подходов, способствующих формированию экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Материалы и методы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели формирования экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин проводилась в период 2017-2022 гг. на базе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург). Участниками эксперимента стали 107 человек, составивших экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Для оценки результатов были использованы стандартизированные диагностические методики: "Экологическая культура" Е. В. Асафовой, "Мотивация и потребность в природоохранной деятельности" Е. П. Ильина и "Экологическая компетентность личности" А.В. Гагарина, а также опросник авторов исследования, включающий вопросы и решения экологических задач Эксперимент состоял из трех этапов. На подготовительном этапе изучалось реальное состояние уровня экологических знаний, мотиваций к экологической деятельности. На втором, формирующем этапе, была апробирована разработанная модель. На третьем этапе эксперимента были повторены исследования тех же показателей с применением тех же методик, что и на подготовительном этапе работы. Далее была выполнена статистическая обработка эмпирических данных и их интерпретация. Совокупность используемых методов и их взаимодополняемость обеспечивали достоверность результатов исследования. Результаты исследования. В результате проведенного эксперимента была выявлена динамика совокупного уровня сформированности познавательной, ценностно-мотивационной и практической составляющей в ЭГ и КГ. При этом в экспериментальной группе была выявлена однозначно большая положительная динамика в уровне развития экологической культуры. Материалы статистической обработки данных свидетельствуют о том, что различия между уровнями развития экологической культуры студентов на всех этапах исследования достоверны. Обсуждение и выводы. Полученные в ходе эксперимента данные подтверждают объективность понимания роли развития интеграции педагогических подходов в формировании экологической культуры. Таким образом, может быть обеспечено проявление у обучающихся активного решения экологических проблем и экологоориентированного поведения.
dc.language.iso ru
dc.relation.ispartofseries Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
dc.rights открытый доступ
dc.subject экологическая культура
dc.subject студенты вуза
dc.subject интеграция
dc.subject педагогические подходы
dc.subject естественнонаучные дисциплины
dc.subject.other Народное образование. Педагогика
dc.title Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин
dc.type Article
dc.contributor.org Институт психологии и образования
dc.description.pages 36-51
dc.relation.ispartofseries-issue 2
dc.pub-id 287226
dc.identifier.doi 10.35231/18186653_2023_2_36


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика