Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Веретенникова Вероника Борисовна | |
dc.contributor.author | Шихова Ольга Федоровна | |
dc.contributor.author | Шихов Юрий Александрович | |
dc.contributor.author | Валеев Агзам Абрарович | |
dc.contributor.author | Мена Маркос Хуан Хосе | |
dc.date.accessioned | 2023-08-31T08:05:52Z | |
dc.date.available | 2023-08-31T08:05:52Z | |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.citation | Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов / В.Б. Веретенникова, О. Ф. Шихова, Ю. А. Шихов и др. // Образование и наука. - 2023. - Т. 25, No 4. - С. 70-108. - DOI: 1 10.17853/1994-5639-2023-4-70-108 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176685 | |
dc.description.abstract | я. Введение. В последние десятилетия одной из значимых мировых тенденций в сфере высшего образования является расширение его связей со сферой труда. Это предполагает не только новое проектирование результатов подготовки обучающихся в виде системы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и внедрение современных адекватных технологий оценивания уровня их сформированности и развития на всех этапах обучения студентов в вузе. Учитывая, что компетенция – это интегративная характеристика качеств личности, следует признать актуальность и необходимость разработки таких оценочных средств, которые создают ситуации включения студента в различные виды его будущей профессиональной деятельности. Одним из таких средств являются профессионально-ориентированные задания, позволяющие осуществить интегральный подход к оценке сформированности компетенций благодаря учету в их содержании всех видов профессиональных задач и широких междисциплинарных связей, а потому требующих для своего решения синтеза профессиональных знаний, умений и навыков студента. Целью исследования является обоснование структуры и критериев оценки качества профессионально-ориентированных заданий для диагностики уровня сформированности компетенций студентов – будущих педагогов. Методология, методы и методики. Методологической базой исследования являлись деятельностный, компетентностный и квалиметрический подходы, с позиций которых подготовка педагогов рассматривается как гибкая система, учитывающая все виды и задачи их будущей профессиональной деятельности и отражающая взаимосвязь целей, методов, содержания обучения и диагностики его результатов. Как ведущий в исследовании использовался квалиметрический подход, предусматривающий применение метода групповых экспертных оценок для организации процедур педагогической экспертизы критериев для оценки качества профессионально-ориентированных заданий. Результаты. Методом групповых экспертных оценок определены структура и критерии оценки качества профессионально-ориентированных заданий как средства формирования и диагностики интегративных результатов обучения будущих педагогов дошкольных организаций. Научная новизна. Обоснована структура профессионально-ориентированных заданий, представленная: инвариантной частью с акцентом на фундаментальном компоненте содержания подготовки студентов, охватывающем основополагающие психолого-педагогические знания будущего педагога, умения их синтетического применения и переноса на профессиональную деятельность; вариативной составляющей, направленной преимущественно на диагностику профессиональных компетенций, определяемых профилем подготовки обучающегося. Установлены экспертным методом критерии для оценки качества профессионально-ориентированных заданий, позволяющие объективировать процедуры диагностики компетенций будущих педагогов: многофункциональность, профильность, латентность, интегративность. Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов в процессе подготовки и адресной коррекции подготовленности студентов, ориентированных на педагогическую деятельность, так как позволяют более аргументированно подойти к формированию и диагностике всего спектра их универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в том числе в рамках возможных индивидуальных образовательных траекторий. | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Образование и наука | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | professionally oriented tasks | |
dc.subject | structure of a professionally oriented task | |
dc.subject | quality criteria of a professionally oriented task | |
dc.subject | competencies | |
dc.subject | diagnostics of competencies | |
dc.subject | future teachers | |
dc.subject.other | Народное образование. Педагогика | |
dc.title | Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт психологии и образования | |
dc.description.pages | 70-108 | |
dc.relation.ispartofseries-issue | 4 | |
dc.relation.ispartofseries-volume | 25 | |
dc.pub-id | 284806 | |
dc.identifier.doi | 110.17853/1994-5639-2023-4-70-108 |