dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Веретенникова Вероника Борисовна |
|
dc.contributor.author |
Шихова Ольга Федоровна |
|
dc.contributor.author |
Шихов Юрий Александрович |
|
dc.contributor.author |
Валеев Агзам Абрарович |
|
dc.contributor.author |
Мена Маркос Хуан Хосе |
|
dc.date.accessioned |
2023-08-31T08:05:52Z |
|
dc.date.available |
2023-08-31T08:05:52Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.citation |
Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов / В.Б. Веретенникова, О. Ф. Шихова, Ю. А. Шихов и др. // Образование и наука. - 2023. - Т. 25, No 4. - С. 70-108. - DOI: 1 10.17853/1994-5639-2023-4-70-108 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176685 |
|
dc.description.abstract |
я. Введение. В последние десятилетия одной из значимых мировых тенденций в сфере высшего образования является расширение его связей со сферой труда. Это предполагает не только новое проектирование результатов подготовки обучающихся в виде системы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и внедрение современных адекватных технологий оценивания уровня их сформированности и развития на всех этапах обучения студентов в вузе. Учитывая, что компетенция – это интегративная характеристика качеств личности, следует признать актуальность и необходимость разработки таких оценочных
средств, которые создают ситуации включения студента в различные виды его будущей профессиональной деятельности. Одним из таких средств являются профессионально-ориентированные задания, позволяющие осуществить интегральный подход к оценке сформированности компетенций благодаря учету в их содержании всех видов профессиональных задач и широких междисциплинарных связей, а потому требующих для своего решения синтеза профессиональных знаний, умений и навыков студента.
Целью исследования является обоснование структуры и критериев оценки качества профессионально-ориентированных заданий для диагностики уровня сформированности компетенций студентов – будущих педагогов.
Методология, методы и методики. Методологической базой исследования являлись деятельностный, компетентностный и квалиметрический подходы, с позиций которых подготовка педагогов рассматривается как гибкая система, учитывающая все виды и задачи их будущей профессиональной деятельности и отражающая взаимосвязь целей, методов, содержания обучения и диагностики его результатов. Как ведущий в исследовании использовался квалиметрический подход, предусматривающий применение метода групповых экспертных оценок для организации процедур педагогической экспертизы критериев для оценки качества профессионально-ориентированных заданий.
Результаты. Методом групповых экспертных оценок определены структура и критерии оценки качества профессионально-ориентированных заданий как средства формирования и диагностики интегративных результатов обучения будущих педагогов дошкольных организаций.
Научная новизна. Обоснована структура профессионально-ориентированных заданий, представленная: инвариантной частью с акцентом на фундаментальном компоненте содержания подготовки студентов, охватывающем основополагающие психолого-педагогические знания будущего педагога, умения их синтетического применения и переноса на профессиональную деятельность; вариативной составляющей, направленной преимущественно на диагностику профессиональных компетенций, определяемых профилем подготовки обучающегося.
Установлены экспертным методом критерии для оценки качества профессионально-ориентированных заданий, позволяющие объективировать процедуры диагностики компетенций будущих педагогов: многофункциональность, профильность, латентность, интегративность.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов в процессе подготовки и адресной коррекции подготовленности студентов, ориентированных на педагогическую деятельность, так как позволяют более аргументированно подойти к формированию и диагностике всего спектра их универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в том числе в рамках возможных индивидуальных образовательных траекторий. |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Образование и наука |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
professionally oriented tasks |
|
dc.subject |
structure of a professionally oriented task |
|
dc.subject |
quality criteria
of a professionally oriented task |
|
dc.subject |
competencies |
|
dc.subject |
diagnostics of competencies |
|
dc.subject |
future teachers |
|
dc.subject.other |
Народное образование. Педагогика |
|
dc.title |
Структура и оценка качества профессионально-ориентированных заданий для будущих педагогов |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
70-108 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
4 |
|
dc.relation.ispartofseries-volume |
25 |
|
dc.pub-id |
284806 |
|
dc.identifier.doi |
110.17853/1994-5639-2023-4-70-108 |
|