Аннотации:
в статье рассматриваются прорицания оракулов и изречения мудрецов как архаичные формы высказывания истины, представленные в текстах Геродота и Диогена Лаэртского. Выявляются ключевые особенности данных форм высказывания истины с точки зрения специфики статуса самого высказывающего (оракула или мудреца), обстоятельств формирования высказывания, а также его восприятия теми, на кого направлено высказывание. В ходе сравнительного анализа был сделан вывод о специфически переходном характере высказывания истины мудрецом: подобно оракулу, мудрец высказывается двусмысленно и неопределенно, оставляя интерпретацию на усмотрение слушающего. При этом, подобно философу, мудрец стремится оказать помощь человеку и должен опираться на различные формы обоснования для того, чтобы его речь была воспринята