Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович | |
dc.contributor.author | Ибрагимова Елена Михайловна | |
dc.date.accessioned | 2023-07-06T10:22:21Z | |
dc.date.available | 2023-07-06T10:22:21Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.citation | Ибрагимов Г.И. Развитие способности к критическому анализу научных достижений в процессе подготовки аспирантов / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Педагогика. - 2022. - № 8. - С. 94-106. | |
dc.identifier.issn | 71020 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176390 | |
dc.description.abstract | Развитие умений критически мыслить в современной парадигме является одной из ключевых миссий высшей школы и особенно в образовательных программах аспирантуры. Однако в реальной образовательной практике подготовки аспирантов имеет место недостаточное внимание решению задачи развития у обучающихся способности к критическому анализу современных научных достижений. Обостряется противоречие между объективной необходимостью развития у аспирантов всех направлений подготовки универсальной компетенции "способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений", с одной стороны и сложившейся образовательной практикой, ориентированной на формирование предметных знаний и умений - с другой стороны. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические средства и условия развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в процессе изучения дисциплины "Педагогика высшей школы". Методы исследования: эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); теоретические (анализ и синтез, обобщение, моделирование). Результаты исследования. В статье обосновано, что выполнение аспирантами междисциплинарных аналитических проектов в процессе изучения дисциплины "Педагогика высшей школы" способствует развитию способности к критическому анализу современных научных достижений благодаря: а) повышению интереса обучающихся к изучению дисциплины за счет конвергенции учебного (педагогическая и профессионально-направленная тематика проекта) и исследовательского (самостоятельный поиск научных статей, их изучение и критическпй анализ, поиск аргументации и доказательств своей позиции и др.) контекстов; б) фактору публичной защиты результатов проекта в виде доклада и ответов на вопросы преподавателя и сокурсников. Дидактическими условиями, усиливающими возможности междисциплинарного аналитического проекта в развитии у аспирантов способности к критическому анализу являются: свободный выбор тематики проекта на основе учета индивидуальных потребностей обучающихся; задание четких требований к отбору научных статей; предварительное определение и ознакомление аспирантов с понятными и диагностируемыми критериями оценки проекта. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методического обеспечения процесса развития у аспирантов способности к критическому анализу современных научных достижений в ходе изучения дисциплины "Педагогика высшей школы". Они также могут быть полезны: при изучении других дисциплин учебного плана подготовки аспирантов и магистров; в системе дополнительного профессионального образования в целях развития способности обучающихся и слушателей к критическому анализу современных научных достижений. | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Педагогика | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | критическое мышление | |
dc.subject | способность к критическому анализу | |
dc.subject | педагогика высшей школы | |
dc.subject | технология развития способности к критическому анализу в процессе подготовки аспирантов | |
dc.subject.other | Народное образование. Педагогика | |
dc.title | Развитие способности к критическому анализу научных достижений в процессе подготовки аспирантов | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт психологии и образования | |
dc.description.pages | 94-106 | |
dc.relation.ispartofseries-issue | 8 | |
dc.pub-id | 283432 |