Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский федеральный университет | |
dc.contributor.author | Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович | |
dc.contributor.author | Калимуллина Алия Айдаровна | |
dc.date.accessioned | 2023-07-06T10:18:08Z | |
dc.date.available | 2023-07-06T10:18:08Z | |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.citation | Ибрагимов Г. И. Трансформация лекции в современной высшей школе России / Г. И. Ибрагимов, А. А. Калимуллина // Высшее образование в России. - 2022. - № 7. - С. 96-112. | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176388 | |
dc.description.abstract | Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования и недостаточным вниманием исследователей к изучению и обобщению этого опыта для определения роли, места и основных направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Цель исследования заключалась в выявлении роли, места и направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Для ее достижения был проведен метаанализ публикаций по теме за последние десять лет. В общей сложности анализу были подвергнуты 52 научные статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих отечественных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для анализа проводился по наличию в названии статьи ключевых слов: "лекция", "лекционное занятие". Результаты исследования показали, что большое разнообразие и общедоступность источников информации и коммуникаций не вытесняют лекцию из системы высшего образования, но предъявляют к ней новые требования, меняют ее роль и место в системе вузовского обучения. Выделены основные требования к современной лекции: проблемность; гибкость структуры; ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами; эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в современном вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с диалогичностью и многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приемов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Установлено, что трансформация лекции в современной высшей школе идет в трех основных направлениях, связанных с изменением внешних и внутренних признаков лекции: организационно-содержательное, функциональное и структурно-коммуникационное направления. Раскрыто содержательное наполнение каждого из выделенных направлений трансформации лекции. Предложены перспективные направления исследований современной лекции. | |
dc.language.iso | ru | |
dc.relation.ispartofseries | Высшее образование в России | |
dc.rights | открытый доступ | |
dc.subject | форма организации обучения | |
dc.subject | лекция | |
dc.subject | направления трансформации лекции | |
dc.subject | современная высшая школа | |
dc.subject | инновационный опыт высшей школы. | |
dc.subject.other | Народное образование. Педагогика | |
dc.title | Трансформация лекции в современной высшей школе России | |
dc.type | Article | |
dc.contributor.org | Институт психологии и образования | |
dc.description.pages | 96-112 | |
dc.relation.ispartofseries-issue | 7 | |
dc.pub-id | 283417 |