dc.contributor |
Казанский федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович |
|
dc.contributor.author |
Калимуллина Алия Айдаровна |
|
dc.date.accessioned |
2023-07-06T10:18:08Z |
|
dc.date.available |
2023-07-06T10:18:08Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.citation |
Ибрагимов Г. И. Трансформация лекции в современной высшей школе России / Г. И. Ибрагимов, А. А. Калимуллина // Высшее образование в России. - 2022. - № 7. - С. 96-112. |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/176388 |
|
dc.description.abstract |
Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования и недостаточным вниманием исследователей к изучению и обобщению этого опыта для определения роли, места и основных направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Цель исследования заключалась в выявлении роли, места и направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Для ее достижения был проведен метаанализ публикаций по теме за последние десять лет. В общей сложности анализу были подвергнуты 52 научные статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих отечественных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для анализа проводился по наличию в названии статьи ключевых слов: "лекция", "лекционное занятие".
Результаты исследования показали, что большое разнообразие и общедоступность источников информации и коммуникаций не вытесняют лекцию из системы высшего образования, но предъявляют к ней новые требования, меняют ее роль и место в системе вузовского обучения. Выделены основные требования к современной лекции: проблемность; гибкость структуры; ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами; эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в современном вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с диалогичностью и многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приемов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Установлено, что трансформация лекции в современной высшей школе идет в трех основных направлениях, связанных с изменением внешних и внутренних признаков лекции: организационно-содержательное, функциональное и структурно-коммуникационное направления. Раскрыто содержательное наполнение каждого из выделенных направлений трансформации лекции. Предложены перспективные направления исследований современной лекции. |
|
dc.language.iso |
ru |
|
dc.relation.ispartofseries |
Высшее образование в России |
|
dc.rights |
открытый доступ |
|
dc.subject |
форма организации обучения |
|
dc.subject |
лекция |
|
dc.subject |
направления трансформации лекции |
|
dc.subject |
современная высшая школа |
|
dc.subject |
инновационный опыт высшей школы. |
|
dc.subject.other |
Народное образование. Педагогика |
|
dc.title |
Трансформация лекции в современной высшей школе России |
|
dc.type |
Article |
|
dc.contributor.org |
Институт психологии и образования |
|
dc.description.pages |
96-112 |
|
dc.relation.ispartofseries-issue |
7 |
|
dc.pub-id |
283417 |
|