Статья посвящена вопросу отношения китайцев к числу четыре. На основании языкового фактологического материала в статье опровергается миф об исключительно отрицательном восприятии четверки представителями китайского языкового сообщества. Будучи четным, четыре, как производное от двойки, обладает положительными характеристиками в китайской лингвокультуре. Это можно заключить, прежде всего, из текста "И-цзина". Кроме того, числительное четыре входит в состав большого количества устойчивых выражений, в которых отражены явления и предметы действительности, состоящие из четырех элементов. Данные единицы языка имеют нейтральный аксиологический статус, и в них числительное четыре употреблено исключительно в количественной функции без символической нагрузки. Помимо этого, числительное четыре является составным элементом некоторых чэнъюев, создающих образ стабильности, умеренности, всесторонности. Что касается отрицательной символизации числа четыре в китайской лингвокультуре, то данный факт, по утверждению китайского лингвокультуролога Чан Цзинъюя, верен в отношении отдельных областей. В связи с этим представляется возможным констатировать биполярность аксиологического статуса числа четыре в китайской лингвокультуре.
The article covers the attitude that the Chinese have toward number four. On the basis of language and data-driven material the article debunks the myth that the representatives of the Chinese language community percept the aforesaid number solely negatively. Being an even number and as a derivative of two, four possesses positive features in the Chinese linguoculture. Such a conclusion may be ultimately drawn from the text of "I Ching" ("Book of Changes"). Furthermore, number four is comprised in a large number of set phrases that reflect phenomena and subjects of reality that consist of four elements. These language units have a neutral axiological status, and therein numeral four is used solely in its quantitative function without any symbolic burden. Besides, numeral four is a constituent element of some chengyus that create an image of stability, moderation, comprehensiveness. As to the negative symbolization of number four in the Chinese linguoculture this fact, according to a Chinese linguoculturologist Chang Jingyu, is only true in respect of a few discrete areas. With this background, it is possible to acknowledge the polarity of the axiological status of number four in the Chinese linguoculture.