В статье рассматривается сосуществование в современном Китае атеистической идеологии и пяти официальных религий, в частности буддизма, который лидирует по количеству верующих в Китае. Религиозная политика осуществляется посредством принципа "китаизации", провозглашенным в 2016 году Си Цзиньпином. Данный принцип подразумевает подчинение религиозных организаций государству, что способствует развитию религии. Целью статьи является определение роли правительства КНР в финансировании религиозных институтов. В исследовании использовались качественные методы, основанные на сборе текстовых данных и их дальнейшем структурировании, в том числе метод кейс-стади, анализ документов, юридический метод, проведение полуструктурированных интервью с экспертом, а также представителями тибетского буддизма, которые предпочли остаться анонимными. В ходе исследования были изучены первичные источники (статистика КНР, Конституция, законы, выступления, документы с официальных правительственных сайтов КНР) и вторичные источники (научные труды, в том числе диссертация Афониной Л.А., монография Горбуновой С.А., статьи Янгутова Л.Е., Янг Ф., Ламанова А.В., Брунц К.), что позволило рассмотреть проблему с разных сторон. В ходе исследования выяснилось, что правительство КНР напрямую не выделяет средства для спонсирования религиозных институтов, но в то же время официально выделяет средства на развитие туризма, выкупая священные буддийские места и популяризируя их среди жителей КНР и иностранцев, что косвенно существенно влияет на процветание религиозных институтов. Кроме того, используя "мягкую силу", правительство КНР тратит средства на ряд буддийских мероприятий с целью укрепления связей с религиозными странами, а также на Тибет, чтобы предотвратить распространение сепаратистских настроений.
The article examines co-existence in modern China of an atheistic ideology and five official religions, Buddhism in particular, as the most numerous religion in China. Such a religious policy is embodied via the principle of "sinicization" proclaimed by Xi Jinping in 2016. That implies complete obedience and loyalty of religious organizations towards the government that in return facilitates religious development. The goal of the article is to determine the role of the PRC government's budgeting of religious institutions. Qualitative methods were applied to the study based on the collection of textual data and its further structuring through analytical techniques, including case-study, document analysis, legal method, semi-structured interviews with the expert and representatives of Tibetan Buddhism, who preferred to stay anonymous. In the research primary (statistics, Consitution, laws, speeches, documents taken from China's official governmental websites, etc.) and secondary sources (dissertation by Afonina L.A., monograph by Gorbunova S.A., articles by Yangutov L.E., Yang F., Lamanova A.V., Bruntz C.), were reviewed, which facilitated to observe the same problem from different perspectives. The research outcomes showed that the Chinese government does not directly gives money to religious institutions, but at the same time officially allocates money on the tourism development by purchasing Buddhist sites and popularizing them among both the Chinese and foreigners, that leads to significant development of religion. Apart from it, applying the "soft power", the government spends money on a range of Buddhist events for the sake of stronger connections with Buddhist states; and also on the Tibetan region in order to prevent separatist moods.