Проблема исследования. В настоящее время в условиях стремительного развития современных тенденций в окружающем мире достаточно важным становится изучение метакогнитивных умений, позволяющих наиболее качественно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность. Метапознание означает "мышление о мышлении". Это процесс изучения знания субъекта о своей когнитивной системе и умение управлять ею в образовательном пространстве. Метапознание является важнейшим компонентом образовательной среды, ценность которого возрастает по мере того, как среда становится более сложной, разнообразной и виртуализированной [10]. В современном мире педагоги должны владеть умением предвидения, гибко трансформировать имеющуюся информацию в контексте своей профессиональной деятельности, а также проводить качественный анализ своей деятельности на высшем уровне.
В связи с тем, что в педагогике и психологии ряд авторов традиционно применяют в исследованиях гендерный подход, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска тех факторов, которые оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности как педагогов, так и тренеров с учетом гендерных особенностей.
Традиционно деятельность педагога ограничена жестко структурированным конспектом урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. В то же время деятельность тренера направлена на получение максимального результата и достижение наивысших успехов спортсменов в спорте. По данным исследований зарубежных авторов педагоги подчеркивают важность активного и конструктивного процесса осмысления, понимания и решения проблем [9]. Исходя из вышеизложенного, целью исследования является выявление гендерных особенностей метакогнитивных умений тренеров и педагогов по физической культуре и спорту.
Методы исследования. В исследовании приняли участие тренеры (мужчины n=36, женщины n=33) по различным видам спорта и педагоги по физической культуре и спорту (мужчины n=24, женщины n=26) в возрасте от 22 до 60 лет, имеющие стаж профессиональной деятельности от 1 года до 34 лет. В исследовании использовались методики "Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию" [5] и методика "Рефлексивные умения (метакогнитивный уровень)" Е.В. Савченко [4], диагностика самоэффективности по методике Маддукса и Шеера, метод математической статистики - коэффициент корреляции Спирмена.
Выводы и рекомендации. В результате исследования выявлено наличие большего количества положительных взаимосвязей между параметрами метакогнитивных умений, компонентами профессионально-педагогического саморазвития и показателей самоэффективности в профессиональной деятельности у педагогов по физической культуре и спорту и у тренеров мужского пола, чем у представителей данных профессий женского пола.
Research problem. At present, in the context of the rapid development of modern trends in the world around us, it becomes quite important to study metacognitive skills that allow the most efficient and productive professional activities. Metacognition means "thinking about thinking". This is the process of studying the knowledge of the subject about his cognitive system and the ability to manage it in the educational space. Metacognition is an essential component of the educational environment, the value of which increases as the environment becomes more complex, diverse and virtualized [10]. In the modern world, teachers must have the ability to foresee, flexibly transform the available information in the context of their professional activities, and also conduct a qualitative analysis of their activities at the highest level.
Due to the fact that in pedagogy and psychology a number of authors traditionally use a gender approach in research, the relevance of this study is due to the need to search for those factors that have a significant impact on the effectiveness of the professional activities of both teachers and trainers, taking into account gender characteristics.
Traditionally, the activity of a teacher is limited to a rigidly structured lesson plan, taking into account the requirements of federal state educational standards. At the same time, the activity of a coach is aimed at obtaining the maximum result and achieving the highest success of athletes in sports. According to research by foreign authors, teachers emphasize the importance of an active and constructive process of understanding, understanding and solving problems [9]. Based on the foregoing, the purpose of the study is to identify the gender characteristics of the metacognitive skills of coaches and teachers in physical culture and sports.
Research methods. The study involved coaches (men n=36, women n=33) in various sports and teachers in physical culture and sports (men n=24, women n=26) aged 22 to 60 years old, with professional experience from 1 year to 34 years. The study used the methods "Diagnosis of the level of partial readiness for professional and pedagogical self-development" [5] and the method "Reflexive skills (metacognitive level)" by E.V. Savchenko [4], diagnostics of self-efficacy according to the method of Maddux and Scheer, the method of mathematical statistics Spearman's correlations.
Conclusions and recommendations. The study revealed a greater number of positive relationships between the parameters of metacognitive skills, components of professional and pedagogical self-development and indicators of self-efficacy in professional activities among physical education and sports teachers and male coaches than among female representatives of these professions.