Здоровье человека и его сохранение всегда будут одной из приоритетных задач общества. Основными подходами сохранения здоровья являются: выявление факторов риска ухудшения здоровья и их коррекция, а также укрепление резервов организма человека, как физических, так и психических. Среди факторов риска здоровья ведущим является образ жизни, который определяется поведением человека, т. е. его психологическими особенностями. Школьный возраст - это период наиболее активного развития личности учащихся. Поэтому актуальным является определение места учителей в оценке психологических факторов риска здоровья учащихся, их коррекции педагогическими средствами, в укреплении психических резервов обучаемых, т. е. в обеспечении их психологической безопасности. Одним из условий психологической безопасности может служить сформированность навыков учителя диагностировать и корректировать эффективность социально-психологической адаптации учащихся в ходе образовательного процесса. Исходя из сказанного целью данной работы явилось определение роли учителя в обеспечении психологической безопасности школьников и психологических основ подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности. Методы исследования: теоретические (анализ проблемы исследования на основе изучения психологической и педагогической литературы); экспериментальные (психологическое тестирование). Было проведено исследование социально-психологической адаптации школьников в возрасте 14-15 лет (40 юношей и 40 девушек) школ г. Барнаула. Полученные результаты показали, что у 20 % респондентов доминировали дезадаптированность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт. Актуальным является формирование психологической безопасности учащихся не только в этом учебном заведении [1, 5]. Анкетирование по методике А.И. Севрук 42 педагогов показало, что только 60 % учителей оценивают себя как готовые к здоровьесберегающей деятельности, а 40 % - нет. Выводы и рекомендации. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости формирования психологической безопасности учащихся. Условием этого будет являться развитие психологической культуры учителя, которое возможно в рамках курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, в том числе в контексте проблем ноосферного образования.
Human health and its preservation will always be one of the priorities of society. The main approaches to maintaining health are: identifying risk factors for deterioration in health and their correction, as well as strengthening the reserves of the human body, both physical and mental. Among the health risk factors, the leading one is lifestyle, which is determined by human behavior, i.e. his psychological characteristics. School age is the period of the most active development of the personality of students. Therefore, it is relevant to determine the place of teachers in assessing the psychological risk factors for the health of students, their correction by pedagogical means, in strengthening the mental reserves of students, i.e. in ensuring their psychological safety. One of the conditions for psychological safety can be the formation of the teacher's skills to diagnose and correct the effectiveness of the socio-psychological adaptation of students in the course of the educational process. Based on the foregoing, the purpose of this work was to determine the role of the teacher in ensuring the psychological safety of schoolchildren and the psychological foundations for preparing the teacher for health-saving activities. Research methods: theoretical (analysis of the research problem based on the study of psychological and pedagogical literature); experimental (psychological testing). A study was conducted of the socio-psychological adaptation of schoolchildren aged 14-15 years (40 boys and 40 girls) from Barnaul schools. The results obtained showed that 20 % of the respondents were dominated by disadaptation, rejection of themselves, rejection of others, and emotional discomfort. The formation of the psychological safety of students is relevant not only in this educational institution. Questioning according to the method of A.I. Sevruk 42 teachers showed that only 60 % of teachers assess themselves as ready for health-saving activities, and 40 % do not. Conclusions and recommendations. The conducted studies allow us to conclude that it is necessary to form the psychological safety of students. The condition for this will be the development of the psychological culture of the teacher, which is possible within the framework of advanced training courses in the system of additional professional education, including in the context of the problems of noospheric education.