Проблема положительного или отрицательного влияния двуязычия на речевое развитие ребенка сегодня является одной из самых спорных и противоречивых.
По мнению большинства авторов, билингвизм нередко может стать причиной возникновения специфического рода речевых ошибок в русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития двуязычных детей, возникающих без своевременного комплексного коррекционного воздействия, включающего и целенаправленную работу с родителями детей данной категории. (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [1], Е.М. Верещагин [3], и др.). Благодаря анализу динамики преодоления дефектов речевой деятельности у детей, выяснилось, что в большинстве случаев удается исправить речевые нарушения в тех семьях, где созданы благоприятные условия для их развития, наблюдается заинтересованность и вовлеченность родителей в процесс коррекции. Данный факт подчеркивает важность исследования данной темы. Мы считаем, проблема сопровождения родителей детей-билингвов логопедом является актуальной, так как система взаимоотношений ребенка со взрослыми, особенности общения, методы и формы совместной деятельности являются важнейшими факторами речевого развития ребенка. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: изучение специфики работы логопеда с родителями детей-билингвов, экспериментальное обоснование логопедического сопровождения родителей детей-билингвов, как метода, повышающего эффективность коррекционного воздействия. Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось на безе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 39" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (10 детей контрольной и 10 детей экспериментальной группы) и родители детей экспериментальной группы в количестве 10 человек. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости организации целенаправленной работы логопеда с семьей ребенка-билингва посредством современных форм взаимодействия и позволяет говорить о том, что эффективность коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений во многом зависит от заинтересованности родителей в успехах собственного ребенка. Результаты контрольной группы детей, родители которых не принимали участия в коррекционной работе, не интересовались достижениями своих детей и напрямую не взаимодействовали с логопедом, на контрольном этапе исследования показали, что уровень речевого развития остался достаточно низким по сравнению с уровнем развития речи детей экспериментальной группы, с родителями которых велась целенаправленная работа.
The problem of the positive or negative impact of bilingualism on the speech development of a child today is one of the most controversial and controversial.
According to the majority of authors, bilingualism can often cause a specific kind of speech errors in the Russian language, due to both the peculiarities of the interaction of language systems and the violation of the speech and mental development of bilingual children, arising without timely comprehensive corrective action, including purposeful work with parents of children of this category. (L.I. Belyakova, E.A. Dyakova [1], E.M. Vereshchagin [3], etc.). Thanks to the analysis of the dynamics of overcoming speech defects in children, it turned out that in most cases it is possible to correct speech disorders in those families where favorable conditions for their development are created, there is interest and involvement of parents in the correction process. This fact underlines the importance of researching this topic. We believe that the problem of accompanying parents of bilingual children by a speech therapist is relevant, since the system of relationships between a child and adults, communication features, methods and forms of joint activity are the most important factors of a child's speech development. Based on the above, the purpose of the study is: to study the specifics of the work of a speech therapist with parents of bilingual children, experimental substantiation of speech therapy support for parents of bilingual children, as a method that increases the effectiveness of corrective action. Research methods: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, experimental research. This study was conducted on the meringue of the municipal budget preschool educational institution "Kindergarten of general development type No. 39" of the Nizhnekamsk municipal district of the Republic of Tatarstan. The study involved 20 children of senior preschool age (5-6 years) (10 children of the control group and 10 children of the experimental group) and parents of children of the experimental group in the number of 10 people. Conclusions and recommendations: The conducted research allows us to conclude that it is necessary to organize purposeful work of a speech therapist with the family of a bilingual child through modern forms of interaction and suggests that the effectiveness of corrective action to overcome speech disorders largely depends on the interest of parents in the success of their own child. The results of the control group of children whose parents did not participate in correctional work, were not interested in the achievements of their children and did not directly interact with a speech therapist, at the control stage of the study showed that the level of speech development remained quite low compared to the level of speech development of children of the experimental group, with whose parents purposeful work was conducted.