На уровне государства признана необходимость преобразования школьной среды (нацпроект "Образование", федеральный проект "Современная школа"), происходит переосмысление педагогической деятельности ("Профстандарт педагога"). Эти тенденции - результат противоречия между существующей образовательной системой и изменчивой действительностью, к которой школа должна готовить учеников. Одно из основных противоречий: Современные школьники мотивированы на работу в "организациях будущего" (или "бирюзовых" организациях: самоуправляемых, гибких, инновационных), однако в рамках образовательной системы редко создаются условия для приобретения и развития соответствующих навыков. Возникает вопрос: как проектировать образовательный процесс в логике "бирюзового" взаимодействия и создавать образовательную среду, способствующую развитию навыков XXI века? Целью статьи является анализ результатов формирующего эксперимента по проектированию образовательной среды в логике "бирюзового" образования, а также анализ оценки результативности этой среды обучающимися. В статье описывается кейс программы "Литературный разворот", реализованной нами на базе ГБУ ДО "Интеллект" в 2021 году. Методы исследования: полуструктурированное интервью, опрос (по шкале Лайкерта). Методы анализа данных: категоризация значений, математическая статистика для связных выборок. В исследовании приняли участие обучающиеся сессии "Литературный разворот 2021" (n=17). Выводы: о результативности образовательной среды свидетельствует факт того, что отклонение связных выборок (при расчете t-критерия Стьюдента) оказалось статистически значимым в четырех критериях из шести изученных. Малым изменениям подверглись изначально высокие показатели по критериям "Качество содержания курса и мотивация" (x̅1 = 5,2 / x̅2= 5,5; p=0,114) и "Обратная связь" (x̅1 = 5,7 /x̅2= 5,8; p=0,135). Прогресс результата заметен в оценке программы по критериям: "Субъективные цели" (p=0,001), "Командная работа" (p=0,003), "Самооценка опыта" (p=0,012) и "Отношения с преподавателями" (p=0,02). Это критерии, которые находятся в зоне ответственности ученика, а не преподавателя. Динамика по этим показателям является доказательством роста и развития навыков учеников строить культуру "бирюзовых" отношений в образовательном процессе. В результате исследования были сформулированы основные тезисы проектирования образовательной среды в логике "бирюзового" образования.
At the state level, the need to transform the school environment is recognized (the national project "Education", the federal project "Modern School"), there is a rethinking of pedagogical activity ("Professional Standard of a teacher"). These trends are the result of the contradiction between the existing educational system and the changing reality for which the school should prepare schoolchildren. One of the main contradictions is that modern schoolchildren are motivated to work in "organizations of the future" (or "teal" organizations: self-governing, flexible, innovative), but conditions for the acquisition and development of appropriate skills are rarely created within the educational system. The question arises: How to design the educational process in the logic of "teal" interaction and create an educational environment conducive to the development of skills of the XXI century? The purpose of the article is to analyze the results of a formative experiment on designing an educational environment in the logic of "teal" education, as well as to analyze the evaluation of the effectiveness of this environment by students. The article describes the case of the program "Literary turn", implemented by us on the basis of GBU DO "Intellect" in 2021. Research methods: semi-structured interview, survey (on the Likert scale). Data analysis methods: categorization of values, mathematical statistics for connected samples. The study involved students of the session "Literary turn 2021" (n=17). Conclusions: The effectiveness of the educational environment is evidenced by the fact that the deviation of connected samples (when calculating the Student's t-test) turned out to be statistically significant in four of the six criteria studied. Initially, high indicators according to the criteria "Quality of course content and motivation" (x1 = 5.2 / x2= 5.5; p=0.114) and "Feedback" (x1 = 5.7 / x2= 5.8; p=0.135) underwent small changes. The progress of the result is noticeable in the evaluation of the program according to the criteria: "Subjective goals" (p=0.001), "Teamwork" (p=0.003), "Self-assessment of experience" (p=0.012) and "Relations with teachers" (p=0.02). These are the criteria that are in the student's area of responsibility, not a teacher. The dynamics of these indicators is proof of the growth and development of students' skills to build a culture of "teal" relationships in the educational process. As a result of the research, the main theses of designing the educational environment in the logic of "teal" education were formulated.