Внедрение новых государственных образовательных стандартов для всех ступеней выдвигает новые задачи по поиску и активному использованию эффективных методик преодоления различных коммуникативных барьеров при освоении иноязычной речи. По данным последних исследований до 90 % информации человек воспринимает визуально. Это касается и учебной информации. Результативность насыщения учебной информации визуальными средствами подтверждается выводами исследований, посвященных методическому обоснованию опорных конспектов, которые способствуют достижению успеха при обучении, в частности иностранным языкам. Наполнение визуальными средствами учебного материала позволяет разработать продуктивную систему учебной работы при обучении студентов умениям и навыкам русской речи. Этим обусловлена необходимость методики использования визуальных средств при усвоении учебной информации. При этом меняется сущностная сторона обучения: быстрее происходит восприятие, осмысление, обобщение, совершенствуется способность к анализу. Вышеизложенное позволяет определить цель исследования: обосновать на основе опыта работы преподавания практического курса русского языка на 1 и 2 курсах языкового вуза эффективность интеграции визуализации с другими формами обучения для выработки необходимых речевых навыков коммуникации на иностранном языке. Методами исследования стали: теоретический - глубокий анализ педагогических и методических источников по рассматриваемой, эмпирический метод - экспериментально аргументированный метод визуализации учебного процесса при обучении иностранному (русскому) языку для выработки у обучаемых прочных компетенций устной и письменной речи, статистические методы - качественный анализ результатов исследования для выявления эффективности сочетания наглядности при усвоении учебной информации, стремясь к достижению конечной успешности обучения, улучшения восприятия, осмысления и обобщения, способности анализировать предоставляемую языком информации. Исследование проводилось на базе факультета русского языка и литературы Туркменского национального института мировых языков имени Довлетмаммеда Азади. В эксперименте приняли участие 100 студентов (1-2 курс). Выводы и рекомендации. Полученные в процессе исследования результаты показывают необходимость широкого использования визуализации в преподавании иностранных языков, разработки новых учебников, учебных пособий, рабочих учебных программ, учебных материалов высших учебных заведений, презентаций средствами визуализации учебной информации по отдельным модулям учебной работы по иностранным языкам (различные виды учебных занятий, практических работ и т. п.), проведения сопоставительных исследований для преодоления влияния интерференции в процессе усвоения иноязычной речи.
The introduction of new state educational standards for all levels puts forward new tasks for the search and active use of effective methods for overcoming various communication barriers in the development of foreign language speech. According to recent studies, up to 90 % of information a person perceives visually. This also applies to educational information. The effectiveness of saturating educational information with visual means is confirmed by the findings of studies devoted to the methodological substantiation of reference notes that contribute to success in teaching, in particular foreign languages. Visualization of educational material allows developing a productive system of educational work in teaching students the skills and abilities of Russian speech. This necessitates the use of visual forms of assimilation of educational information. This approach allows you to change the nature of learning: to speed up perception, comprehension and generalization, the ability to analyze concepts. The foregoing allows us to determine the purpose of the study: to give prove, ground on the experience of teaching a practical course of the Russian language in the 1st and 2nd courses of a language university, the effectiveness of integrating visualization with other forms of education to develop the necessary speech communication skills in a foreign language. Methods of the study: theoretical - sophisticated analysis of pedagogical and methodological sources on the research problem, empirical methods - an experimentally reasoned method for visualizing the educational process when teaching a foreign (Russian) language to develop strong oral and written speech competencies among students, statistical methods - a qualitative analysis of research results for identifying the effectiveness of combining the visibility of the forms of mastering educational information in order to change the nature of learning, accelerate perception, comprehension and generalization, the ability to analyze language information. The study was leaded on the basis of Russian language and literature faculty of Dovletmammet Azadi Turkmen National Institute of World Languages. The experiment involved 100 students (1-2 courses). Deductions and references: the results obtained during the research show the necessity for a wide use of visualization in teaching foreign languages, the development of new textbooks, teaching aids, working curricula, educational materials of higher educational institutions, presentations by means of visualization of educational information on individual modules of educational work in foreign languages (various types of studies, practical work, etc.), conducting comparative studies to overcome the influence of interference in the process of mastering foreign language speech.