Проблема исследования. В условиях новых вызовов времени современная школа испытывает потребность в педагогах, открытых к изменениям, креативных, инновационных, которые видят постоянно возникающие новые возможности профессионального развития в ситуациях изменчивости и неопределенности. Ключевой профессионально-личностной составляющей становления педагога в условиях трансформации образования может стать освоение им новых транспрофессиональных компетенций (ТПК), определяющих готовность и способность педагога выходить за рамки знакомого круга профессиональных задач, осваивать умения и навыки различных видов и групп профессий на основе синтеза междисциплинарных знаний и межпрофессионального взаимодействия. Современный уровень развития информационно насыщенной образовательной среды позволяет наиболее эффективно реализовать описанный механизм в контексте выстраивания индивидуальной траектории транспрофессионального развития педагога с учетом его профессиональных дефицитов, предпочтений и треков личностно-профессионального развития. В представленном исследовании индивидуальная траектория транспрофессионального развития (ИТТР) педагога рассматривается как целенаправленно проектируемая вариативная образовательная программа, обеспечивающая педагогу позиции субъекта самопознания, самопроектирования и самореализации в процессе формирования транспрофессиональных компетенций на основе синтеза междисциплинарных знаний и межпрофессионального взаимодействия. Неоднозначность оценок индивидуальной траектории исследователями актуализирует потребность во всестороннем анализе данного способа транспрофессионального развития педагога.
Цель исследования состоит в оценке сильных и слабых сторон, возможностей и рисков выстраивания индивидуальной траектории транспрофессионального развития педагога как эффективного решения в области непрерывного профессионально-педагогического образования (lifelong learning).
Методы исследования: SWOT-анализ, включающий выявление внутренних и внешних условий реализации индивидуальной траектории транспрофессионального развития педагога.
Выводы и рекомендации. Проведенный SWOT-анализ показал, что в современных условиях ИТТР является одним их наиболее эффективных решений в области непрерывного профессионально-педагогического образования. Проектирование и реализация ИТТР обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, в числе которых восполнение индивидуальных профессиональных дефицитов, сочетание индивидуальных и командных форм работы, овладение педагогом транспрофессиональными компетенциями. Необходимым внутренним условием для осуществления транспрофессионального развития педагога посредством ИТТР является трансформация личностной позиции педагога. В качестве внешнего условия выступает создание для педагогов поддерживающей насыщенной образовательной среды.
Research problem. In the face of new challenges of the time, the modern school is in need of teachers who are open to change, creative, innovative, who see constantly emerging new opportunities for professional development in situations of variability and uncertainty. The key professional and personal component of the formation of a teacher in the context of the transformation of education can be the development of new transprofessional competences (TPK), which determine the teacher's readiness and ability to go beyond the familiar range of professional tasks, to master the skills and abilities of various types and groups of professions based on the synthesis of interdisciplinary knowledge and interprofessional interaction. The modern level of development of an information-rich educational environment makes it possible to most effectively implement the described mechanism in the context of building a teacher's individual trajectory of transprofessional development, taking into account his professional deficits, preferences and tracks of personal and professional development. In the presented study, a teacher's individual trajectory of transprofessional development (ITTD) is considered as a purposefully designed variable educational program that provides the teacher with the position of the subject of self-knowledge, self-design and self-realization in the process of forming transprofessional competencies based on the synthesis of interdisciplinary knowledge and interprofessional interaction. The ambiguity of assessments of the individual trajectory by researchers actualizes the need for a comprehensive analysis of this method of transprofessional development of a teacher.
The aim of the study is to assess the strengths and weaknesses, opportunities and risks of building an individual trajectory of transprofessional development of a teacher as an effective solution in the field of lifelong learning.
Research methods: SWOT analysis, including the identification of internal and external conditions for the implementation of a teacher's individual trajectory of transprofessional development.
Conclusions and recommendations. The carried out SWOT-analysis showed that in modern conditions ITTD is one of the most effective solutions in the field of continuous professional and pedagogical education. The design and implementation of ITTD provides an expansion of the possibilities of the educational space, including the replenishment of individual professional deficiencies, a combination of individual and team forms of work, the mastering of transprofessional competences by the teacher. A necessary internal condition for the implementation of the transprofessional development of a teacher through ITTD is the transformation of the teacher's personal position. The external condition is the creation of a supportive rich educational environment for teachers.