В статье представлены результаты исследования становления системы ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе. Исследование осуществлялось в ходе различных форм учебной деятельности и было организовано в группах студентов психологов и математиков 1 и 4 курсов обучения (всего - 217 человек). Цель исследования - выявить специфику становления системы ментальной регуляции, формирования регуляторных способностей и овладения студентами способами и приемами саморегуляции психических состояний в процессе обучения в вузе, а также установить эффективность целостного регуляторного комплекса на лекции семинаре и экзамене. Были использованы различные методики изучения смысловых структур, рефлексии, переживаний, системы Я, мотивации, а также авторские анкеты и опросники диагностики способов и приемов саморегуляции психических состояний студентов. Показано, что основная закономерность изменений в структурно-функциональной организации ментальных механизмов саморегуляции состояний заключается в становлении и формировании устойчивого регуляторного комплекса учащихся от первого к старшим курсам. В процессе учебной деятельности происходит выделение наиболее значимых составляющих регуляторного процесса со стороны ментальных структур, развитие регуляторно-личностных свойств и актуализация необходимых операциональных средств в определенных формах обучения. Выявленные психологические характеристики показывают значение и роль ментальных структур в развитии саморегулируемого обучения студентов вузов.
The article presents the results of a study of mental states' regulation system formation of students in the course educational activity. The study carried out during various forms of educational activities and organized in groups of psychology and mathematician students of the first and fourth courses of study (217 people in total). The purpose of the study is to identify the specifics of the mental regulation system formation, the formation of regulatory abilities and students' mastery in the methods and techniques of mental states' self-regulation in the process of educational activity, as well as to establish the effectiveness of regulatory complex at a lecture, seminar and exam. We used various methods to study semantic structures, reflection, experiences, the Self-system, motivation, as well as author's questionnaires for diagnosing methods and techniques of self-regulation the mental states of students. Shown that the main pattern of changes in the structural and functional organization of the mental states' self-regulation mechanisms lies in the formation of a stable regulatory complex of students from first to senior courses. In the process of educational activity, the most significant components of the regulatory process identified from the mental structures, the development of regulatory and personal properties and the actualization of the necessary operational methods in certain forms of education. The revealed psychological characteristics show the importance and role of mental structures in the development of self-regulated learning of university students.