Для выявления взвешенных мер по повышению эффективности профессиональной деятельности начинающего педагога важным становится анализ профессиональной мотивации педагога на этапах вхождения в педагогическую профессию. Результаты исследований показывают влияние мотивации на эффективность профессиональной деятельности (А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). А.В. Горбушина приходит к выводу о влиянии профессиональных задач, стоящих перед учителем, на мотивацию педагога. Согласно концепции третьего международного исследования преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS-2018), в оценке мотивации необходимо выделить исследовательские вопросы, связанные с выявлением причин выбора педагогической профессии молодыми педагогами. Выявление причин выбора педагогической профессии и анализ их динамики в процессе служебной деятельности в образовательной организации могут стать основой для выработки мер по повышению эффективности учителя. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является установить динамику причин выбора педагогической профессии в условиях профессиональной деятельности молодых педагогов и обосновать значимость выработки мер по профессиональной адаптации на их основе. В статье описывается исследование Вятского государственного университета, направленное на выявление особенностей профессиональной деятельности начинающего педагога в Кировской области. Методы исследования. Теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы; cистематизация подходов, характеризующих причины выбора педагогической профессии. Эмпирические методы: контент-анализ библиографических данных педагогов; анкетный опрос молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Для оценки значимости результатов исследования проведена статистическая обработка результатов исследования с использованием статистического t-критерия Стьюдента. В анкетировании приняли участие 412 педагогов. Средний возраст респондентов составил 27 лет, средний стаж работы - 2,5 года. Выводы и рекомендации. Анализ результатов исследования показывает, что наибольшую оценку в момент определения выбора профессии и после получения опыта работы имеют причины "Работа педагога невероятно интересна", "Преподавание позволит мне оказывать влияние на интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков" и "Преподавательская нагрузка подходит для моей личной жизни". Наименьшую оценку имеют причины "Профессия педагога позволит мне сделать карьеру" и "Преподавание - безопасная работа". Анализ связей причин позволяет утверждать, что у педагогов, пришедших в профессию с причиной "Быть педагогом - это престижно", после получения опыта снижается значимость причин "Профессия педагога позволит мне сделать карьеру" и "Преподавание позволит мне оказывать влияние на интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков". У педагогов с мотивацией "Преподавание позволит мне оказывать влияние на интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков" после получения опыта работы повышается значимость причины остаться в профессии "Работа педагога невероятно интересна, позволяет каждый раз узнавать что-то новое вместе с обучающимися". Результаты исследования могут быть использованы при выработке персонализированных организационных и педагогических мер по профессиональной адаптации научающих педагогов.
To identify considered measures for improving the effectiveness of the professional activity of a novice teacher, it is important to analyze the teacher's professional motivation at the stages of learning the teaching profession. Research results show the influence of motivation on the effectiveness of professional activity (A.V. Karpov, B.F. Lomov, V.D. Shadrikov). A.V. Gorbushina comes to the conclusion about the influence of the professional tasks facing the teacher on the motivation of the teacher. According to the concept of the third international study of teaching and learning (Teaching and Learning International Survey, TALIS-2018), in the assessment of motivation, it is necessary to highlight research questions related to identifying the reasons for the choice of the teaching profession by young teachers. Identification of the reasons for choosing the teaching profession and analysis of their dynamics in the process of work in an educational organization can become the basis for developing measures to improve the effectiveness of a teacher.
Based on the foregoing, the aim of the study is: to identify the dynamics of the reasons for choosing the teaching profession in the conditions of professional activity of young teachers and to justify the importance of developing measures for professional adaptation on their basis. The article describes a study of the Vyatka State University, aimed at identifying the characteristic features of the professional activity of a novice teacher in the Kirov region.
Research methods: theoretical methods - analysis of psychological and pedagogical literature; systematization of approaches characterizing the reasons for choosing the teaching profession. Empirical methods - content analysis of bibliographic data of teachers; questionnaire survey of young teachers under the age of 35. To assess the significance of the results of the study, statistical processing of the results was carried out using the statistical Student's t-test. 412 teachers took part in the survey. The average age of the respondents was 27 years, the average work experience was 2.5 years.
Conclusions and recommendations. The analysis of the research results shows that the most common reasons at the time of choosing profession and after gaining work experience are "The work of a teacher is incredibly interesting", "Teaching will allow me to influence the intellectual and moral development of children and adolescents" and "Teaching workload is suitable for my personal life." Such reasons as "Teaching will allow me to make a career" and "Teaching is a safe job" have the lowest scores. An analysis of the relationships of reasons suggests that teachers who came to the profession with the reason "It is prestigious to be a teacher" evaluate the reasons "The profession of a teacher will allow me to make a career" and "Teaching will allow me to influence the intellectual and moral development of children" as less significant after gaining experience. Teachers with the motivation "Teaching will allow me to influence the intellectual and moral development of children and adolescents" have a valid reason to stay in the profession after gaining work experience.
The results of the study can be used for the development of personalized organizational and pedagogical measures for the professional adaptation of novice teachers.