Ориентиром трансформации общего образования является создание для обучающихся развивающей, творческой и безопасной среды. При этом ключевой фигурой образовательного процесса считается профессионально развитый, благополучный, эффективно работающий педагог. В настоящее время перехода к вектору цифрового развития общего образования учитель не только решает традиционные поставленные перед ним задачи обучения, развития и воспитания школьников, но и является наставником обучающихся в решении практических задач в цифровой среде с использованием цифровых инструментов и сервисов, обеспечивает формирование у школьников цифровой грамотности как компонента общей культуры гражданина цифрового мира. Важная миссия при этом возлагается на учителя информатики. В рамках школьного курса информатики наиболее полно могут быть освещены все области цифровой грамотности школьников.
Целевые приоритеты цифрового общества обусловливают необходимость развития цифровой компетентности учителя информатики, проектирования соответствующей концепции и моделей ее формирования, расширения содержания, организационных форм и методов профессиональной подготовки учителей информатики в аспекте цифровой составляющей, разработки индикаторов оценки сформированности цифровой компетентности.
Целью исследования является научное обоснование и доказательство ведущей роли цифровой компетентности в обеспечении профессионального развития, благополучия и эффективности учителя информатики в условиях цифровой трансформации общего образования. Цифровая компетентность учителя информатики, представленная взаимодополняющими друг друга общепользовательскими, общепедагогическими и предметно-педагогическими цифровыми компетенциями, становится основой профессионального развития, благополучия и эффективности учителя в цифровую эпоху. Это обусловлено естественными закономерностями в функционировании педагога как индивидуального и коллективного субъекта педагогической деятельности в цифровой образовательной среде.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования, обобщение педагогического опыта подготовки учителей информатики и установление логической связи между цифровой компетентностью учителя, потенциалом цифровых технологий и профессиональным развитием, благополучием и эффективностью учителя в цифровой образовательной среде. С позиций системного подхода представлена структура цифровой компетентности совокупностью общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических цифровых компетенций, позволяющих учителю уверенно позиционировать себя в профессиональной и повседневной деятельности в цифровой среде. С позиций деятельностного подхода рассматривается учитель, который приобретает новые знания о цифровой действительности и формирует цифровые навыки их использования в ходе творческой практической деятельности. Активность учителя, ориентированная на положительное функционирование в цифровой среде является основой его профессионального развития и благополучия. С позиций праксиологического подхода учитель рассмотрен как субъект, "творец собственной успешной деятельности", оцениваемой в праксиологических категориях рациональности, эффективности, успешности. Праксиологический подход позволяет выявить факторы, способные повысить эффективность взаимодействия педагога и обучающихся в цифровой образовательной среде, сформировать готовность учителя к критической самооценке своей деятельности, важной для его профессионального развития и благополучия.
Changes in the system of general education determine the creation of a developing, creative and safe environment for students. An important role in the organization of the educational process is played by a professionally developed, prosperous, effectively working teacher. Today we are witnessing a trend towards the digitalization of general education. The teacher solves the traditional tasks of teaching, developing and educating schoolchildren, and is also a mentor to schoolchildren in solving practical problems in a digital environment using digital tools and services, ensures the formation of digital literacy among students. Digital literacy is part of the overall culture of the digital citizen. The task of forming digital literacy is solved by the computer science teacher. The school course of informatics characterizes all areas of digital literacy of schoolchildren.
The goals of the digital society determine the need to develop the digital competence of an informatics teacher, design the concept and models for its formation, expand the content, organizational forms and methods of professional training of informatics teachers in terms of the digital component, develop indicators for evaluating the digital competence of a teacher.
Purpose of the current research is to scientifically substantiate and prove the leading role of digital competence in ensuring the professional development, well-being and effectiveness of an informatics teacher in the context of the digital transformation of general education. The digital competence of an informatics teacher consists of a system of general user, general pedagogical and subject-pedagogical digital competencies is the basis for professional development, well-being and teacher effectiveness in the digital age. This is due to natural patterns in the functioning of the teacher as an individual and collective subject of pedagogical activity in a digital educational environment.
Research methods: analysis of psychological and pedagogical literature on the subject of research, generalization of the pedagogical experience of training computer science teachers and establishing a logical connection between the digital competence of the teacher, the potential of digital technologies and professional development, the well-being and effectiveness of the teacher in the digital educational environment. From the standpoint of a systematic approach, the authors characterize the structure of digital competence as a set of general user, general pedagogical and subject-pedagogical digital competencies that allow the teacher to confidently position himself in professional and everyday activities in the digital environment. From the standpoint of the activity approach, the authors consider a teacher who acquires new knowledge about digital reality and forms digital skills for their use in the course of creative practice. The teacher's activity is focused on his positive functioning in the digital environment and is the basis of his professional development and well-being. From the standpoint of the praxeological approach, the authors consider the teacher as a subject, "the creator of his own successful activity", which the authors evaluate in the praxeological categories of rationality, efficiency, and success. The praxeological approach makes it possible to identify factors that can increase the effectiveness of interaction between a teacher and students in a digital educational environment, to form a teacher's readiness for a critical self-assessment of their activities, which is important for their professional development and well-being.