Анализ состояния используемых методов обучения выявил проблему развития системного, творческого мышления у субъектов образовательной среды. Современные исследования на стыке наук показали эффективность учета результатов в психолого-педагогической практике. Важную роль в развитии психологических свойств играет дифференциальная чувствительность в разных анализаторах, которая самым непосредственным образом отражается на личностном развитии студентов [3]. Чувствительность в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах являются основой овладения профессией и способствует эффективности ее проявления, а эмоциональная чувствительность проявляется в учебно-воспитательном процессе и коррекционной работе с обучающимися [5]. Вместе с тем, дифференциальная чувствительность в разных анализаторах как интегративная способность влияет на учебную деятельность обучающихся [3], результатом которого является возможность студенту-психологу разрабатывать диагностические инструменты, программы консультирования и профилактической работы.
Отсюда вытекает цель исследования: осуществить изучение дифференциальной чувствительности в разных анализаторах у студентов-психологов, выявить и экспериментально проверить взаимосвязь чувствительности с личностными характеристиками, наметить пути развития творческого потенциала.
Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения психологической и психофизиологической литературы. В качестве эмпирических использованы методы диагностики дифференциальной сенсорной чувствительности в слуховом анализаторе [4], в зрительном и двигательном анализаторах [5], эмоциональной чувствительности [5]; методики диагностики личностных характеристик [1, 2]. В исследовании приняли участие 28 студентов-психологов.
Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости разработки методических учебных пособий по предметам, основной целью которых является учет результатов взаимосвязи дифференциальной чувствительности в разных анализаторах как интегральной способности с личностными характеристиками студентов в развитии их творческого потенциала. Реализация этого подхода даст возможность тоньше, глубже вникать в суть проблемы, овладевать умениями, которые проявляются в учебной деятельности, поможет им: 1) глубже видеть и формулировать научные проблемы; 2) уметь разрабатывать психологический инструментарий; 3) легче усваивать научный материал; 4) эффективнее овладевать профессиональными компетенциями. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных методических пособий, реализуемых в рамках высшего образования, для развития творческого потенциала субъектов образовательной деятельности как фактора психологического благополучия.
Analysis of theactual status of the educational methods used has revealedthe problem of developing a systemic creative thinking in the subjects of educational environment. Contemporary research at the intersection of disciplines demonstrated the efficiency of results accounting in psychological and pedagogical practice. An important role in developing psychological properties is played by differential sensibility in various analyzers, which directly influences the personality development of students (Suleymanov, 2021). Sensibility in the visual, acoustic and motor analyzers serves as the basis for mastering a profession and facilitates its manifestation, while emotional sensitivity is revealed in the educational process and correction work with learners (Tsagarelli, 2009). At the same time, differential sensibility in various analyzers as an integral ability influences the academic activity of learners (Suleymanov, 2021), resulting in the ability of a student-psychologist to design psychological instruments, consultation and prevention programs.
Hence, the aim of the study is: to study the differential sensibility in various analyzers in students majoring in psychology; to identify and experimentally test the correlation between sensibility and personality characteristics; to outline the directions for developing the creative potential.
Research methods: theoretical methods, including analysis of the research object based on the study of psychological and psycho-physiological literature. The empirical methods include diagnostics of differential sensory sensibility in the acoustic analyzer (Suleymanov, 2005), visual and motor analyzers (Tsagarelli, 2009), and of emotional sensitivity (Tsagarelli, 2009); diagnostics of personality characteristics (Karelin, 2007; Zak, 1983). The research participants were 28 students majoring in psychology.
Conclusions and recommendations. The carried out research leads to a conclusion on the necessity to elaborate methodological guidelines in those disciplines which aim at accounting the results of the correlation between differential sensibility in various analyzers as an integral ability and the personality characteristics of students in developing their creative potential. Implementation of this approach will allow a deeper and subtler penetration into the problem and mastering the skills necessary in academic activity. It will help the students to: 1) see and formulate scientific problems in a deeper way; 2) be able to design psychological instruments; 3) master the scientific material more easily; 4) master the professional competences more effectively. The results of the study can be usedin elaborating academic methodological guidelines for higher education, in developing the creative potential of the subjects of the educational process as a factor of their psychological well-being.