В условиях пандемии и режима повышенной готовности учителям приходится испытывать в несколько раз большие нагрузки. Сюда входят и подготовка уроков как в оффлайн, так и в онлайн формате, увеличенное количество времени работы за компьютером, большее количество требований со стороны администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей). Всё это непосредственно влияет на способность учителя качественно выполнять свою работу: стресс и усталость значительно снижают эффективность учителя как работника образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на успеваемость обучающихся, на отношения учителя с учениками, с коллективом, с администрацией образовательной организации. Данное исследование опирается на уже существующие, так как режим повышенной готовности длится уже не первый год, и работ на данную тему существует уже достаточно много.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что психологическое благополучие является тем феноменом, который олицетворяет стремление человека к равновесию, комфорту, а при условии отсутствия такого стремления, человек не может быть на сто процентов эффективен на работе. Цель исследования: выявить и установить взаимосвязь между психологическим благополучием учителя и его эффективностью как сотрудника, а также предложить методы, которые могут поспособствовать восстановлению и улучшению психологического благополучия учителя, и повышению эффективности его профессиональной деятельности. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения психологической и педагогической литературы; в качестве эмпирических методов использованы качественный анализ интервью с учителями образовательной организации (ГБОУ "Школа № 536"), анкетирование. В исследовании приняли участие 28 педагогических работников. Выводы и рекомендации. Проведённое исследование позволяет выявить наиболее сильно влияющие на психологическое состояние и эффективность на работе учителей факторы путём опроса, анкетирования, интервью. К таким факторам относятся количество нагрузки, ответственности, необходимость быть стрессоустойчивым в любой ситуации, совмещение большого количества должностей и обязанностей. Также были предложены и научно обоснованы методы повышения эффективности учителя, такие, как перераспределение нагрузки и обязанностей с учётом индивидуального подхода к каждому сотруднику, проведение бесед и встреч с детьми и их родителями (законными представителями) о правах и обязанностях всех участников педагогической деятельности.
Данное исследование и полученные в ходе результаты могут быть использованы при работе с планированием, образовательными программами, реализуемыми в рамках работы образовательных организаций, а также самими учителями, испытывающими трудности в рамках работы во время пандемии и режима повышенной готовности.
In a pandemic and on-call environment, teachers have to cope with several times more stress. These include the preparation of lessons both offline and online, an increased number of hours of computer work, and more demands from educational administration and parents (legal representatives). All of this has a direct impact on the ability of a teacher to perform his or her job well: stress and fatigue significantly reduce the effectiveness of a teacher as an employee of an educational organization, which in turn affects student performance, teacher-student relations, with the collective, with the administration of the educational organization. The study builds on existing ones, as the high-readiness regime has been in place for many years and there is already a lot of work on the topic.
The relevance of this study lies in the fact that psychological well-being is a phenomenon that embodies the human desire for balance, comfort and, in the absence of such desire, one cannot be 100 per cent effective at work. The purpose of the research is to identify and establish the relationship between the psychological well-being of a teacher and his effectiveness as an employee, to study it, to propose methods that may contribute to the motivation, recovery and improvement of the psychological balance of a teacher. There are a lot of factors such as workload, responsibility, the need to be stressful in any situation, the balancing of multiple jobs and responsibilities, all of them need to be struggle with every working day.
Methods to improve the effectiveness of the teacher, such as redistribution of tasks and duties, taking into account the individuality of each employee, interviews and meetings with pupils and their parents (legal representatives), were also proposed and scientifically justified on the rights and obligations of all participants in educational activities. Research methods: Theoretical methods, among which the analysis of the subject matter of the study based on the study of psychological and pedagogical literature; qualitative analysis of interviews with teachers of the educational organization. Twenty-eight teachers participated in the study. Conclusions and recommendations. The research allows us to identify the most important influences on the psychological state and effectiveness of the work of teachers by means of interviews, questionnaires and interviews. This study and the results obtained can be used in planning, educational programmes run by educational organizations and by teachers themselves.