В современных условиях трансформации российского образования актуализируется роль воспитания обучающихся как граждан, способных осуществить инновационный социально-экономический прорыв России, готовых решать масштабные социальные, экономические и технологические задачи, стоящие перед страной. Социальный заказ общества и государства, отраженный в государственных нормативных документах об образовании, определяет ключевую роль классного руководителя в организации воспитательного процесса и развитии личности обучающегося. В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ (2020) В.В. Путина отмечается, что "ближе всего к ученикам их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки" [6]. Успешность деятельности классного руководителя во многом зависит от состояния его профессионально-личностного благополучия, обеспечивающего позитивную оценку себя и результатов своей деятельности. Одним из условий повышения профессионально-личностного благополучия является использование методики оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя [4]. Как показывают исследования [1, 2, 3, 7, 8], уровень профессионального благополучия непосредственно влияет на эффективность профессиональной деятельности, определяя характер педагогических взаимодействий, активность и качество жизнедеятельности классного руководителя в профессиональной среде образовательной организации. Данные положения определяют проблему исследования. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: разработка, обоснование и апробация методики оценки эффективности деятельности классного руководителя как условия выявления его профессионально-личностного благополучия. В статье раскрывается опыт исследования, проводимого НГПУ им. К. Минина на базе образовательных организаций Нижегородской области. Методы исследования: теоретические методы, среди которых системный анализ предмета исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической и методический литературы; моделирование и конструирование. В качестве эмпирических методов использованы анкетирование, беседы, метод экспертных оценок. В исследовании приняли участие 85 классных руководителей и 37 магистрантов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование". Выборка осуществлялась с учётом возрастных особенностей и опыта работы в данной должности. Выводы и рекомендации. В исследовании раскрыты особенности методики оценки эффективности деятельности классного руководителя. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и переподготовке классных руководителей и администрации образовательных организаций, что обусловлено требованиями обновленных ФГОС, основной образовательной программы и примерной программы воспитания.
Nowadays in terms of Russian education system transformation the role of education of students as citizens who can implement the innovative socio-economic breakthrough of Russia, ready to solve large-scale social, economic and technological tasks the country is facing , becomes more and more acute. Requirements of society and the state reflected in state regulatory documents on education determines the key role of the class supervisor in organizing the educational process and the development of the personality of a student
In his President's speech addressed to Federal Assembly (Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation 2020), Putin V.V claims that "a classroom supervisor is the closest person for a student. This everyday routine work, dealing with education and upbringing of children is a great responsibility, and it definitely demands special training of such class supervisors and their special support". [3]. The success of the class supervisor depends largely on his/her professional and personal well-being, which ensures a positive assessment as well as the results of activities. One of the conditions for improving professional and personal well-being is the use of the methodology for evaluating the efficiency of educational activities of the class supervisor [4]. As the studies show [1, 2, 3, 7, 8], the level of professional well-being directly influences the efficiency of professional, determining the character of pedagogical interactions, as well as activity and quality of life of a classroom supervisor in the professional environment of the educational establishment. These provisions actualize the object of this research.
Taking into consideration the above stated provisions, the aim of this research is to develop, formulate and put into practice the methodology of evaluating the efficiency of the class supervisor as the conditions for identifying his professional well-being. The present article reveals the experience of research carried out in Minin University on the base of educational establishments of Nizhny Novgorod region. Research methods used: theoretical methods, including a systematic analysis of the subject of research based on the study of philosophical, psychological, pedagogical and methodological literature; modeling and design as empirical methods, questionnaires, conversations, and the method of expert assessments were used. The study involved 85 class supervisors and 37 undergraduates specializing in "Pedagogical Education". The sample was carried out taking into account the age characteristics and work experience in this position. Conclusions: The study reveals the special features of methodology of evaluating the efficiency of the class supervisor. The results of the study can be used in the basic and extra training of class supervisors and the administration of educational organizations, which is performed in accordance with requirements of the updated Federal Education Standards, the main educational program and the exemplary education program.