Высокая ответственность, большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов существенно влияют на психологическое здоровье учителя (Л.В.Сорокина, 2012). Компонентами профессионального успеха в деятельности учителя и факторами психологического благополучия являются способность работать с эмоциональными проявлениями своими и учеников, управлять личными отрицательными эмоциями и состояниями, способность переживать и выражать чувства в положительном свете (Е.А.Василевская, 2011).
Многочисленные исследования качества жизни, психологического благополучия и психологического здоровья учителей указывают на существующие особенности их проявления в связи с возрастом, педагогическим стажем и спецификой образовательной среды школы (Е.А.Воюшина, 2019, Р.М.Хусаинова, 2020). Изучая теоретические источники концепций психологического здоровья и психологического благополучия, отмечаем, что отдельные авторы (М.Ф.Секач, Е.А.Сергиенко, И.В.Дубровина, О.В.Хухлаева, В.Э.Пахальян, Б.С.Братусь и др.) рассматривают психологическое здоровье в связи с психологическим благополучием человека. Психологическое здоровье и психологическое благополучие педагога мы рассматриваем в рамках его профессионально-педагогической деятельности.
Цель нашего исследования - описать особенности взаимосвязи психологического здоровья и психологического благополучия учителей.
Методы исследования: теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение); диагностические (анкетирование; тестирование); методы статистического анализа (SPSS 23), интерпретация эмпирических данных.
Выводы. Зафиксировано, что показатели психологического здоровья взаимосвязаны с показателями психологического благополучия. Учителя удовлетворены жизнью в целом, принимают себя со всеми своими недостатками, но в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, а также зависимость от мнения и оценки других в принятии решений. Установлено, что учителя ощущают психологическое благополучие лишь в связи с реализацией своей профессиональной деятельности. Выяснено, что не все показатели психологического здоровья взаимосвязаны с показателями психологического благополучия. Такие компоненты психологического здоровья, как семейное благополучие, духовность (религиозность), гуманистическая позиция с показателями психологического благополучия не имеют значимых взаимосвязей.
High responsibility, a large number of different in content and emotional tension contacts significantly affect the psychological health of the teacher (L.Sorokina, 2012). The components of professional success in the activities of a teacher and the factors of psychological well-being are the ability to work with the emotional manifestations of their own and students, to manage personal negative emotions and states, the ability to experience and express feelings in a positive light (E. Vasilevskaya, 2011).
Numerous studies of quality of life, psychological well-being and psychological health of teachers indicate the existing features of their manifestation in connection with age, teaching experience and the specifics of the educational environment of the school (E.Voyushina, 2019; R. Khusainova, 2020). Studying theoretical sources of the concepts of psychological health and psychological well-being, we note that some authors (M. Sekach, E. Sergienko, I. Dubrovina, O. Khukhlaeva, V. Pakhalyan, B. Bratus, et al.) consider psychological health in connection with the psychological well-being of a person. Psychological health and psychological well-being of the teacher we consider within the framework of his professional and pedagogical activity.
The aim of our study is to describe the peculiarities of the relationship between psychological health and psychological well-being of teachers.
Research methods: theoretical (analysis; synthesis; concretization; generalization); diagnostic (questioning; testing); methods of statistical analysis (SPSS 23), interpretation of empirical data.
Conclusions. It was recorded that indicators of psychological health are correlated with indicators of psychological well-being. Teachers are satisfied with life in general, accept themselves with all their faults, but pessimistic attitude prevails in the assessment of many life situations, as well as dependence on the opinion and assessment of others in decision-making. It was found that teachers feel psychological well-being only in connection with the implementation of their professional activities. It was found that not all indicators of psychological health are interrelated with indicators of psychological well-being. Such components of psychological health as family well-being, spirituality (religiosity), humanistic position with indicators of psychological well-being have no significant relationships.