Дискуссия о роли "Я"-образа (образа "Я") в осуществлении эффективного обучения студента в вузе ведётся уже достаточно давно. Не менее значимой и давно изучаемой является проблема психических состояний, переживаемых людьми в различных сферах жизнедеятельности. Данное исследование посвящено изучению структуры взаимосвязей компонентов "Я"-образа студентов с переживаемыми ими различными психическими состояниями в контексте учёбы в вузе. Остаётся открытым вопрос о характере взаимодействия двух целостных форм - "Я"-образа и того или иного психического состояния в зависимости от обстоятельств, в которые помещён человек. В частности, в зависимости от характера учебного процесса, в который погружён студент. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей взаимосвязей между самооценкой различных компонентов "Я"-образа студентов и их субъективной оценкой частоты переживаний различных психических состояний в процессе обучения в вузе в семестре и в процессе прохождения экзаменационных испытаний. В качестве метода исследования использовалось анкетирование и, далее, статистический анализ данных. Самооценка степени выраженности (развитости) компонентов "Я" образа проводилась студентами относительно представлений о себе в настоящем, в будущем и о себе - идеальном. Студенты также определяли общую частоту встречаемости психических состояний во время учебы в семестре и на экзаменах на протяжении обучения на первых двух курсах. На основании полученных результатов были сделаны выводы о наличии взаимосвязей, благодаря которым возможно осуществлять определённое влияние на переживаемые психические состояния в настоящем и прогнозируемые состояния в будущем с целью улучшения качества обучения и прохождения экзаменационных испытаний. Кроме того, определено влияние образа себя-идеального не переживаемые во время учёбы состояния. Полученные данные могут быть полезны для коррекции структуры компонентов образа себя в будущем и образа себя - идеального с целью усиления мотивации к учёбе.
The discussion about the role of the "I"-image (the image of "I") in the implementation of effective student learning at the university has been going on for a long time. No less significant and long studied is the problem of mental states experienced by people in various spheres of life. This study is devoted to the study of the structure of the components interrelations of the students' "I"-image with various mental states experienced by them in the context of studying at a university. The question remains open about the nature of the interaction of two integral forms - the "I"-image and one or another mental state depending on the circumstances in which the person is placed. In particular, depending on the nature of the educational process in which the student is immersed. The purpose of our study was to study the features of the relationship between the various components of the students' "I"-image and their subjective assessment of the frequency of experiencing various mental states in the process of studying at a university in a semester and in the process of passing examinations.
Questioning and, further, statistical data analysis were used as a research method. Self-assessment of the degree of severity (development) of the "I"-image components was carried out by students regarding their ideas about themselves in the present, in the future and about themselves - ideal. Students also defined the overall frequency of mental states during study in the semester and on exams during the first two years of study. Based on the results obtained, we made conclusions about the presence of relationships, due to which it is possible to influence on the experienced mental states in the present and predicted states in the future in order to improve the quality of education and passing examinations. In addition, we found out the influence of the image of oneself-ideal on the experienced states during studying. The obtained data can be useful for correcting the structure of the components of the self-image in the future and the ideal self-image in order to increase motivation to study.