Современное образование функционирует и развивается в новом информационно-образовательном пространстве, которое несомненно на процесс обучения. В условиях цифровизации правового образования, направленного на подготовку будущих учителей права и обществознания, появляются новые источники и носители учебной информации (МООК и др.), цифровые образовательные ресурсы, современные технологии активизации познавательной деятельности (геймификация, иммерсивные технологии и т. п.), цифровые системы управления образовательной деятельностью обучающихся и т. д. Их огромный технический и технологический потенциал при его грамотной реализации заметно усиливает возможности процесса обучения в подготовке востребованных учителей права и обществознания благодаря целенаправленному учету индивидуальных особенностей каждого студента, обеспечению возможности работать вне учебной аудитории в любое удобное время; оперативной обратной связи; возникновению новых форм представления содержания обучения и т. д. В то же время, уже накопленный опыт работы в новой информационно-образовательной среде, высветил факторы цифровизации образования, которые могут быть источниками возникновения неблагоприятных последствий процесса обучения. Такие факторы мы называем болевыми точками процесса обучения.
В условиях цифровизации обостряется противоречие между объективной необходимостью использования солидного потенциала цифровых технологий для совершенствования правового образования, с одной стороны и недостаточным вниманием к факторам цифровизации, оказывающим неблагоприятное воздействие на ход и результаты процесса обучения - с другой стороны.
Проблема исследования: каковы риски (болевые точки), которые могут сопровождать процесс обучения в условиях цифровизации правового образования? Цель исследования: выявить и систематизировать болевые точки процесса обучения в условиях цифровизации правового образования. Методы исследования: эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, опытно-экспериментальная работа); теоретические (анализ и синтез, обобщение, моделирование).
Результаты исследования. Выделены и систематизированы объективные риски (болевые точки) процесса обучения в условиях цифровизации правового образования. В зависимости от компонента процесса обучения (мотивационный, содержательный, организационно-процессуальный, рефлексивный) выделены четыре группы болевых точек процесса обучения: мотивационные (риски потери самоценности знаний, снижения мотивации обучения); содержательные (примитивизации и низкое качество образовательных ресурсов); процессуальные (отчуждение обучающихся от учебной деятельности; снижение воспитывающей и развивающей функций обучения; и др.), организационные (усложнение деятельности преподавателя, чрезмерная формализация и бюрократизация педагогической деятельности; рост объема заданий на самостоятельную работу студентов, трудности с самоорганизацией познавательной деятельности в условиях дистанта и др.).
Обоснован вывод о том, что в условиях цифровизации образования важно искать обоснованный (физиологически, психологически, дидактически и методически) баланс между использованием всех возможностей цифровых технологий и непосредственным "живым" общением всех участников процесса обучения (обучающихся, педагогов, руководителей, стейкхолдеров). Результаты исследования могут быть использованы для обоснованного проектирования и реализации процесса обучения будущих учителей права и обществознания. Они также могут представлять интерес для преподавателей различных дисциплин, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров в области образования по различным профилям; для специалистов в области теории и технологий обучения при разработке обоснованных стратегий и технологий подготовки.
Modern education functions and develops in a new information and educational space, which undoubtedly affects the learning process. Under the conditions of digitalization of legal education aimed at training future teachers of law and social studies, new sources and carriers of educational information (MOOCs, etc.), digital educational resources, modern technologies for enhancing cognitive activity (gamification, immersive technologies, etc.), digital systems for managing students' educational activities, etc. are emerging. Their huge technical and technological potential, if implemented correctly, significantly enhances the possibilities of the learning process in training in-demand teachers of law and social studies through targeted consideration of the individual characteristics of each student, providing the opportunity to work outside the classroom at any convenient time; prompt feedback; the emergence of new forms of presentation of learning content, etc. At the same time, the experience already gained in the new information and educational environment has highlighted the factors of digitalization of education which may be a source of adverse effects of the learning process. Such factors are what we call pain points in the learning process.
In the context of digitalization, the contradiction between the objective need to use the solid potential of digital technologies to improve legal education, on the one hand, and the lack of attention to the factors of digitalization, which have an adverse impact on the course and results of the learning process, on the other hand, is exacerbated.
Research problem: What are the risks (pain points) that can accompany the learning process in the context of digitalisation of legal education? Research objective: to identify and systematise the pain points of the learning process in the context of digitalisation of legal education. Research methods: empirical (observation, interview, questioning, experimental work); theoretical (analysis and synthesis, generalization, modeling).
Research results. Objective risks (pain points) of the learning process in the context of digitalization of legal education were identified and systematized. Depending on the component of the learning process (motivational, content, organizational and procedural, reflective), four groups of pain points of the learning process are identified: motivational (risks of loss of knowledge self-value, reduction of learning motivation); content (primitivization and low quality of educational resources); procedural (alienation of students from learning activities; reduction of educative and developmental functions of learning, etc.), organizational (complication of teacher activities, excessive formalization and bureaucratic and other).
The authors conclude that the digitalization of education requires a reasonable (physiological, psychological, didactic and methodological) balance between all the possibilities of digital technology and face-to-face communication between all the participants of the learning process (students, teachers, administrators, stakeholders). The results of the study can be used to inform the design and implementation of the learning process of future teachers of law and social studies. They can also be of interest for teachers of various disciplines training bachelors and masters in education in various profiles; for specialists in the field of theory and technology of education in the development of sound training strategies and technologies.