Обновление национальных целей и стратегических задач образовательной политики в Российской Федерации [7], привели к изменениям требований к уровню профессиональной компетентности педагога. В соответствии с поставленными целями и задачами Министерством просвещения Российской Федерации разработан и утвержден обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который вступает в силу 1 сентября 2022 года [5]. Важным условием реализации требований обновленного Стандарта является высокий уровень профессиональных компетенций современного учителя, которые описаны в профессиональных стандартах педагога [6]. В статье предложено решение профессиональных проблем педагога, реализующего программы гражданско-патриотического воспитания, выявленных по итогам диагностики педагогов Республики Татарстан. С этой целью разработаны индивидуальные образовательные маршруты для педагогов. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов рассчитана на три года и предполагает качественные изменения уровня профессиональной компетентности участников исследования. Целью исследования является изучение возможностей реализации индивидуальных образовательных маршрутов в развитии профессиональных компетенций педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, метод аналогий), диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование), эмпирические (изучение опыта работы образовательных организаций, нормативной и учебно-методической документации, педагогическое наблюдение). Исследование по диагностике и устранению выявленных профессиональных дефицитов проводилось Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования Казанского федерального университета среди 78 педагогов, реализующих гражданско-патриотическое воспитание (педагоги-организаторы и учителя основ безопасности жизнедеятельности). Выводы и рекомендации. Проведенное исследование показало эффективность реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. В результате проведения диагностических процедур определены основные профессиональные дефициты педагогов, разработаны индивидуальные образовательные маршруты, реализация которых позволила повысить уровень профессиональных компетентностей педагогов. Результаты исследования. Промежуточные результаты проведенной работы по итогам 2021/2022 учебного года показывают положительную динамику изменений профессиональной компетентности педагога. Такая система работы может быть использована педагогами при организации самостоятельной образовательной траектории в процессе самосовершенствования, а также организациями дополнительного профессионального образования для совершенствования профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Updating the national goals and strategic objectives of the educational policy in the Russian Federation has led to changes in the requirements for the level of professional competence of a teacher. In accordance with the goals and objectives set, the Ministry of Education of the Russian Federation has developed and approved an updated federal state educational standard for basic general education (hereinafter referred to as the Standard), which comes into force on September 1, 2022. An important condition for the implementation of the requirements of the updated Standard is the high level of professional competencies of a modern teacher, which are described in the professional standards of a teacher. The article proposes a solution to the professional problems of a teacher who implements programs of civil-patriotic education, identified by the results of diagnostics of teachers of the Republic of Tatarstan. For this purpose, individual educational routes for teachers have been developed. The implementation of individual educational routes is designed for three years and involves qualitative changes in the level of professional competence of the study participants. The aim of the study is to study the possibilities of implementing individual educational routes in the development of professional competencies of teachers in the civil and patriotic education of students. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, concretization, generalization, analogy method), diagnostic (questionnaires, interviewing, testing), empirical (studying the experience of educational organizations, normative and educational documentation, pedagogical observation). A study on the diagnosis and elimination of identified professional deficiencies was conducted by the Volga Interregional Center for Advanced Studies and Professional Retraining of Education Workers of the Institute of Psychology and Education of Kazan Federal University among 78 teachers implementing civil-patriotic education (teachers-organizers and teachers of the basics of life safety). Findings and recommendations. The study showed the effectiveness of the implementation of individual educational routes for teachers. As a result of the diagnostic procedures, the main professional deficits of teachers were identified, individual educational routes were developed, the implementation of which made it possible to increase the level of professional competencies of teachers. Research results. The interim results of the work carried out following the results of the 2021/2022 academic year show a positive trend in changes in the professional competence of a teacher. Such a system of work can be used by teachers in organizing an independent educational trajectory in the process of self-improvement, as well as organizations of additional professional education to improve the professional competencies of teachers implementing programs for civil-patriotic education.