Жизнь в современном мегаполисе - динамична и насыщена разнообразными стрессорами - начиная от физических факторов загрязнения естественной природной среды (загрязнение воздуха, воды, почвы, световое и тепловое загрязнение и пр.) и заканчивая спецификой социальных взаимодействий (высокая интенсивность контактов, обезличенность, психологическая дистанцированность, социальное давление, маргинализация и распространение девиантных форм поведения и т. д.). При этом среда современного мегаполиса достаточно насыщенна указанными негативными факторами, что по мнению исследователей закономерно приводит к возникновению у человека социально-экологического стресса [1]. Однако, стоит помнить, что среда города - это не только его реальное пространство, но и с развитием цифровизации включает в себя отражение мегаполиса в сети Интернет. Виртуальная среда мегаполиса - это специфическая репрезентация реальной городской среды, оказывающая существенное влияние на целостное восприятие городского пространства и формирование отношения к нему со стороны жителей [6]. Последствия переживания как острого, так и фонового городского стресса крайне негативны для человека и выражаются в повышении тревожности, появлении патопсихологических симптомов в сочетании с соматической и психосоматической симптоматикой [2]. Особую группу риска составляют молодые студенты, в силу возрастных изменений, характерных для юношеского возраста, наиболее остро реагирующие на негативное воздействие среды [7]. Последствия высокой сензитивности к стресс-факторам городской среды негативны и могут привести к развитию и закреплению данного неблагоприятного для человека состояния, что обуславливает актуальность поиска способов борьбы с городским стрессом [3]. Изучение личностных предпосылок, способствующих более острому реагированию на стресс-факторы - представляется перспективным направлением в рамках психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной среды в условиях мегаполиса. На основе обнаруженных личностных предпосылок, способствующих повышенному реагированию на стресс-факторы городской среды, можно разрабатывать наиболее эффективные превентивные меры развития стрессоустойчивости молодых горожан. Целью представленного исследования является оценка роли личностных характеристик студентов, детерминирующих субъективно более острую реакцию на стресс-факторы реальной и виртуальной городской среды. В исследовании приняли участие 518 студентов организаций среднего и высшего образования в возрасте от 16 до 25 лет (41 % юношей, 59 % девушек). Для осуществления целей исследования был применен комплекс методов исследования: анкетирование с целью оценки субъективной значимости стресс-факторов реальной и виртуальной городской среды, психодиагностические методики (HEXACO, "Темная триада") для комплексного описания личностных характеристик студентов, а также методы математико-статистической обработки данных (линейный регрессионный анализ).
В результате анализа исследовательских данный было обнаружено, что существует комплекс личностных характеристик студентов, обуславливающих более острое реагирование на типичные стресс-факторы городской среды. При этом указанный комплекс имеет как универсальную, так и специфическую часть для стресс-факторов реального и виртуального пространства мегаполиса.
Life in a modern megalopolis is dynamic and full of various stressors, ranging from physical factors of pollution of natural environment (air pollution, water, soil, light and heat pollution, etc.) and ending with the specifics of social interactions (high intensity of contacts, impersonality, psychological distance, social pressure, marginalization and spread of deviant forms of behavior, etc.). At the same time, the environment of a modern megalopolis is quite saturated with these negative factors, which, according to researchers, naturally leads to the emergence of socio-ecological stress in a person (Barkovskaya&Nazarova, 2014). But it is worth remembering that the environment of the city is not only its real space, but also, with the development of digitalization, includes the reflection of the megalopolis on the Internet. The virtual environment of a megalopolis is a specific representation of the real urban environment, which has a significant impact on the holistic perception of urban space and the formation of attitudes towards it on the part of residents (Kharlamov, 2007). The consequences of experiencing both acute and background urban stress are extremely negative for a person and are expressed in increased anxiety, the appearance of pathopsychological symptoms in combination with somatic and psychosomatic symptoms (Barsukova, 2018). A special risk group is made up of young students, due to age-related changes characteristic of adolescence, most acutely responsive to the negative impact of the environment (Raffaelli et all, 2013). The consequences of high sensitivity to the stress factors of the urban environment are negative and can lead to the development and consolidation of this unfavorable condition for a person, which makes it urgent to find ways to deal with urban stress (Vorobyeva&Zhdanova, 2022). The study of personal prerequisites that contribute to a more acute response to stress factors seems to be a promising direction in the framework of psychological and pedagogical support for subjects of the educational environment in a metropolis. On the basis of the revealed personal prerequisites that contribute to an increased response to the stress factors of the urban environment, it is possible to develop the most effective preventive measures for developing the stress resistance of young citizens. The purpose of the presented study is to assess the role of students' personal characteristics, which determine subjectively a more acute reaction to stress factors of the real and virtual urban environment. The study involved 518 students of secondary and higher educational organizations aged 16 to 25 years (41 % of boys, 59 % of girls). To achieve the objectives of the study, a set of research methods was used: a questionnaire to assess the subjective significance of stress factors in a real and virtual urban environment, psycho-diagnostic methods (HEXACO, "Dark Triad") for a comprehensive description of the personal characteristics of students, as well as methods of mathematical and statistical data processing (linear regression analysis). Conclusions and recommendations. As a result of the analysis of research data, it was found that there is a set of personal characteristics of students that cause a more acute response to typical stress factors of the urban environment. At the same time, this complex has both a universal and a specific part for the stress factors of the real and virtual space of the megalopolis.