В последние два года активно проводятся исследования, посвященные изучению психических расстройств и стрессов в связи с пандемией COVID-19, однако недостаточно исследований на тему способов совладания со стрессом. Статья посвящена анализу факторов, вызывающих беспокойство и проявлений суеверности как способа справиться со стрессом среди студентов в период пандемии коронавирусной инфекции. Проведено исследование, в котором участвовало 148 студентов вуз в возрасте от 18 до 24 лет в качестве экспериментальной группы и 150 испытуемых, имеющих оконченное высшее образование, в возрасте от 25 до 66 лет в качестве контрольной группы. Цель статьи: рассмотреть факторы, вызывающие беспокойство у студентов, выявить особенности проявления суеверности студентов вуз в период пандемии COVID-19. В качестве методологической основы исследования выступила теория отношений личности В.Н. Мясищева, когнитивная концепция религиозных представлений П. Буайе, исследования Дж. Тобасика. Методы исследования: теоретические методы анализа литературы; эмпирические методы: тестирование, анкетирование. Использованы методики "Шкала веры в паранормальное" Дж. Тобасика в адаптации Д.С. Григорьева, "Опросник суеверности" И.Р. Абитова. Была разработана анкета, в которой респондентам предлагалось оценить список стресс-факторов, связанных с пандемией COVID-19. Для обработки данных использовались методы статистического анализа: U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Выводы и рекомендации. Выделены особенности проявления суеверности студентов вуз: во-первых, суеверность и вера в паранормальное у студентов вуз не столь выражена, как у испытуемых старшего возраста, не являющихся студентами. Во-вторых, у студентов наблюдается ряд специфических факторов, вызывающих наибольшее беспокойство, чем у контрольной группы. В-третьих, выраженность беспокойства ниже у студентов, у которых высок показатель веры в пси-способности.
During the two recent years there have appeared researches that address mental disorders and stress because of the COVID-19 pandemic. However there are only few studies with the focus on coping with stress. The article analyses factors that cause anxiety, and superstitiousness of students during the coronavirus infection pandemic. The population of the empiric study included the experimental group of 148 students aged 18-24 and the control group of 150 individuals with higher education aged 25-66. The goal was to consider the anxiety factors and to find the peculiarities of manifesting superstitious beliefs of students during the COVID-19 pandemic. Methodology of the study was based on the theory of personal relationships by V.N.Myasischev, cognitive approach to religious ideas by P. Boyer, researches of J. Tobacyk. Methods of the study included literature analysis and empiric methods: inventories, questionnaire. The Paranormal Belief Scale by J. Tobacyk revised by D.S. Grigoriev, Superstitiousness Inventory by I.R. Abitov were used. Besides a questionnaire was developed where respondents estimated a list of stress factors related to the COVID-19 pandemic. The Mann-Whitney U-criterinon and the Spearman's rank correlation coefficient were the statistical methods for the data processing. Conclusions and recommendations. Superstitiousness peculiarities of university students were found: firstly, students are less superstitious and have not so manifested paranormal beliefs comparing with the older non-student respondents. Secondly, students displayed some specific factors that caused the highest anxiety compared to the control group. Thirdly, anxiety factors were less manifested among students who have high index of psi beliefs.