В статье рассматривается средовый подход как основа формирования исследовательских компетенций будущих учителей. Исследовательские компетенции входят в число общих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВО. Поэтому проблема подготовки педагога-исследователя является одной из актуальных тем педагогики высшей школы. Целью исследования является изучение динамики формирования исследовательских компетенций у будущих учителей под влиянием образовательной среды вуза. Основные методы исследования: анализ методологических, теоретических и опытно-экспериментальных исследований; количественные методы, связанные с обработкой данных, полученных в рамках сплошного анонимного анкетирования и тестирования 385 студентов младших и старших курсов трёх российских вузов. Выводы и рекомендации. В результате сравнительного анализа знаний и умений студентов 1-3 курса бакалавриата, 4-5 курса бакалавриата и студентов магистратуры в области осуществления исследовательской деятельности был сделан вывод о влиянии образовательной среды на формирование исследовательской позиции у будущего педагога. Обобщив опыт трёх региональных вузов с точки зрения построения образовательной среды, были выявлены её основные компоненты (пространственный, институциональный, программный, организационный, содержательный и конкурсный). Результаты исследования могут быть использованы при проектировании образовательной среды вуза, ориентированной на формирование личности учителя, готового к саморазвитию и самоисследованию в профессиональной сфере, применению исследовательского подхода для решения профессиональных задач.
The article discusses the environmental approach as the basis for the developing of the future teachers' research competencies. Research competencies are among the general competencies provided for by the Federal State Educational Standard of HE. Therefore, the problem of training a teacher-researcher is one of the relevant issues of higher education pedagogy. The purpose of the research is to study the dynamics of the formation of future teachers' research competencies under the influence of the university educational environment. Research methods: analysis of methodological, theoretical and experimental studies; quantitative methods associated with the processing of data obtained as part of a continuous anonymous survey and testing of 385 junior and senior students of three Russian universities. Conclusions and recommendations. As a result of a comparative analysis of the knowledge and skills of 1st-3rd year bachelor's students, 4th-5th year bachelor's students and master's students in the field of research activities, a conclusion was made about the influence of the educational environment on the formation of a future teacher's research position. Summarizing the experience of three regional universities in building the educational environment, its main components were identified (spatial, institutional, programmatic, organizational, content and competitive) are identified. The results of the study can be used in the design of the educational environment of the university, focused on the formation of the teacher's personality, ready for self-development and self-research in the professional field, the use of a research approach to solve professional problems.