Проблема исследования. Государства с неопределенным политико-правовым статусом выступают как непризнанные в мировой политике [1]. Приднестровье провозглашено самостоятельным политико-территориальным образованием, имеющим все атрибуты государственности. Неопределенный статус государства влияет и на население, и приводит к проблемам с документами, свободы передвижения, выбора профессий
и пр. [3]. Наиболее чувствительной категорией к подобным условиям выступает студенческая молодежь [2, с. 34]. При этом, особое значение придается студентам, будущим педагогам. Именно им доверено воспитание, обучение и становление приднестровской молодежи и подрастающего поколения. В этой связи представляет интерес изучение мотивации обучения в вузе будущих педагогов в регионе с неопределенным политико-правовым статусом.
Цель исследования: эмпирическое исследование мотивации обучения в вузе будущих педагогов в регионе с неопределенным политико-правовым статусом.
Методы исследования: дизайн работы включал применение методики "Мотивация обучения в вузе" Т.И. Ильиной. Выборка составила 72 студента педагогического направления разных годов набора (2016-2022 гг.). Математико-статистическая проверка проводилась с помощью Краскелла-Уоллеса.
Выводы и рекомендации. Полученные результаты показали, что среди студентов, получающих педагогическое образование в регионе с неопределенным политико-правовым статусом, в наибольшей степени преобладает внешняя мотивация обучения в вузе, а именно- мотив получения диплома. В меньшей степени для будущих педагогов из региона с неопределенным политико-правовым статусом характерны такие сочетания мотивов как получение знаний и получения диплома, а также овладение профессией и получение диплома в высшем образовании. Внутренняя мотивация, представляющая мотив овладения профессией, а также мотив овладения профессией и получение знаний представлены в наименьшей степени. Проверка с помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса показала, что математико-статистических различий выраженности мотивов получения знаний, овладения профессией и получения диплома не обнаружено.
Данная тенденция прослеживается для студентов педагогических направлений разных годов набора (с 2016 по 2022 гг.).
Результаты исследования могут быть использованы в процессе психолого-педагогического сопровождения абитуриентов в рамках формирования внутренней мотивации к педагогической деятельности. Помимо этого, результаты проведенной работы могут быть приложены в коррекционно-развивающей работе со студентами педагогических направлений в процессе их профессионального обучения в вузе.
The problem of research. States with an uncertain political and legal status act as unrecognized in world politics [1]. Pridnestrovie is proclaimed an independent political-territorial entity with all the attributes of statehood. The uncertain status of the state also affects the population and leads to problems with documents, freedom of movement, choice of professions, etc. [3]. The most sensitive category to such conditions is the student youth [2, p. 34]. At the same time, special importance is attached to students, future teachers. They are entrusted with the upbringing, training and formation of Pridnestrovian youth and the younger generation. In this regard, it is of interest to study the motivation of future teachers to study at a university in a region with an uncertain political and legal status.
The purpose of the study: an empirical study of the motivation of future teachers to study at a university in a region with an uncertain political and legal status.
Research methods: the design of the work included the application of the methodology "Motivation of studying at a university" by T.I. Ilyina. The sample consisted of 72 students of the pedagogical direction of different recruitment years (2016-2022). Mathematical and statistical verification was carried out with the help of Kraskell-Wallace.
Conclusions and recommendations. The results showed that among students receiving pedagogical education in a region with an uncertain political and legal status, the external motivation of studying at a university, namely the motive for obtaining a diploma, prevails to the greatest extent. To a lesser extent, future teachers from a region with an uncertain political and legal status are characterized by such combinations of motives as obtaining knowledge and obtaining a diploma, as well as mastering a profession and obtaining a diploma in higher education. Internal motivation, representing the motive of mastering a profession, as well as the motive of mastering a profession and obtaining knowledge, is represented to the least extent. Verification using the nonparametric Kraskel-Wallis criterion showed that there were no mathematical and statistical differences in the severity of the motives for obtaining knowledge, mastering a profession and obtaining a diploma.
This trend can be traced for students of pedagogical directions of different recruitment years (from 2016 to 2022).
The results of the study can be used in the process of psychological and pedagogical support of applicants in terms of the formation of internal motivation for pedagogical activity. In addition, the results of the work carried out can be applied in correctional and developmental work with students of pedagogical directions in the process of their professional training at the university.