В продолжение исследования, проведенного в конце 2020 - начале 2021 года, автором предпринята попытка проанализировать, какие крупные сообщества педагогов во "ВКонтакте" являются реальными (обучающимися). Мониторинг показал, что многие из них направлены преимущественно на обмен материалами. При этом не все сообщества, в которых идет живое обсуждение педагогических проблем и решений, можно отнести к обозначенной категории. В некоторых из них участники отвечают на анонимные вопросы и просьбы прокомментировать конфликты и другие сложные ситуации, а это уже совсем другой контекст. Соответственно и фокус исследования должен быть другим. Мы сформулировали цель исследования следующим образом: выявить и описать специфику педагогических сообществ во "ВКонтакте", основанных на анонимных записях участников. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; анализ, сравнение и обобщение особенностей крупных сообществ педагогов во "ВКонтакте", в том числе основанных на анонимных записях участников; публичный экспресс-опрос 458 педагогов - участников двух таких сообществ. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет описать специфические черты педагогических сообществ во "ВКонтакте", основанных на анонимных записях участников: анонимность авторов записей и условная анонимность участников, комментирующих записи; значительная доля записей о проблемах, которые педагоги не готовы обсуждать непосредственно на работе; относительная психологическая безопасность для обсуждения проблем; возможность для участников получить неявную поддержку (почувствовать, что не одиноки со своими проблемами, понять, что и другие сталкивались с чем-то подобным) и узнать, что делать в сложных ситуациях, в том числе в конфликтах. Результаты исследования могут быть использованы при создании и развитии педагогических сообществ во "ВКонтакте". Они также потенциально полезны школьной администрации и педагогическим коллективам: они могут стать отправной точкой для создания безопасной, психологически комфортной и доверительной обстановки на рабочих местах, в которой учителя смогут открыто обсуждать и решать профессиональные затруднения.
In continuation of the study conducted at the end of 2020 - beginning of 2021, the author made an attempt to analyze which large "VKontakte" teacher communities are real (learning) communities. The monitoring showed that that many of them are aimed primarily at exchanging materials. At the same time, not all communities with active discussions of pedagogical problems and solutions can be attributed to this category. In some communities, participants answer anonymous questions and requests for comment on conflicts and other difficult situations. This is a completely different context. Accordingly, the focus of our new study should be different. The aim of the study is to identify and describe the specifics of "VKontakte" teacher communities, which are based on anonymous posts of members. Research methods: analysis of literature on the research topic; analysis, comparison and generalization of features of large "VKontakte" teacher communities, including those based on anonymous posts of members; public express survey of 458 members of two such teacher communities. Conclusions and recommendations. The conducted study makes it possible to describe the specific features of "VKontakte" teacher communities, which are based on anonymous posts of members (anonymity of the authors of the posts and conditional anonymity of members commenting on posts; significant proportion of posts about problems that teachers are not ready to discuss directly at work; relative psychological safety for discussing problems; opportunities for members to receive implicit support (to feel that they are not alone with their problems and to understand that others have experienced something similar) and to learn what to do in difficult situations, including conflicts). The results of the study can be used in creation and development of "VKontakte" teacher communities. The results are also potentially useful for school administration and teaching staff: these positions can become a starting point for creating a safe, psychologically comfortable and trusting workplace environment in which teachers can openly discuss and solve professional difficulties.