В статье рассматривается актуальная проблема влияние самоизоляции студентов, вызванной пандемией COVID-19, на межличностное взаимодействие и личностное состояние студентов ВУЗов. Обращается внимание на неоднозначность отражения и необходимость дифференцированного подхода при оценке последствий коронавирусной изоляции. Возникшая проблема рассматривается с точки зрения феномена социального отчуждения у студентов с адаптивным социальным статусом, принимаются во внимание особенности психологической и физиологической реакций, а также стратегий саморегуляции. Целью исследования является изучение особенности проявления коронавирусной самоизоляции как социального отчуждения. Задачами исследования является осуществление анализа формирования отношения к самоизоляции и стратегий совладания у студентов вуза, выявление индивидуально-типологических и личностных предикторов проживания ситуации самоизоляции. Методы исследования: теоретические методы, анализ феномена самоизоляции; эмпирические методы: методика Л.Н.Собчик, шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера-Ханина, "Оценка нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина, анкетирование студентов вуза, корреляционный анализ Спирмена. В исследовании приняли участие 79 студентов вуза в возрасте от 18 до 25 лет. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о личностных реакциях студентов в ситуации вынужденной отчужденности и влиянии индивидуально-типологических особенностей на адаптивность, и на выбор стратегий совладания. Позволяет исследовать ситуативную тревожность и тенденции к межличностному взаимодействию по средствам формирования дериватных личностных свойств. К полученным закономерностям можно отнести следующее: выделяется группа студентов, негативно реагирующих на самоизоляцию как на отчуждение от социального сообщества, и группа студентов, находящих вторичную выгоду от вынужденной самоизоляции. Стратегии саморегуляции у исследуемых студентов зависят от формы их психологического либо физиологического реагирования на самоизоляцию и содержат как конструктивные, так и деструктивные формы адаптации. Результаты исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения субъект-субъектного взаимодействия образовательного процесса, а также при разработке методических рекомендаций для студенческой молодежи.
The article deals with the actual problem of the impact of self-isolation of students caused by the COVID-19 pandemic on interpersonal interaction and the personal state of university students. Attention is drawn to the ambiguity of reflection and the need for a differentiated approach in assessing the consequences of coronavirus isolation. The problem that has arisen is considered from the point of view of the phenomenon of social alienation among students with an adaptive social status, taking into account the characteristics of psychological and physiological reactions, as well as self-regulation strategies. The aim of the study is to study the features of the manifestation of coronavirus self-isolation as social exclusion. The objectives of the study are to analyze the formation of attitudes towards self-isolation and coping strategies among university students, to identify individual typological and personal predictors of living in a situation of self-isolation. Research methods: theoretical methods, analysis of the phenomenon of self-isolation; empirical methods: Individual-typological questionnaire by L.N.Sobchik, Self-esteem scale by Ch.D. Spielberger-Khanin, "Assessment of neuropsychic stress" by T.A. Nemchin, questioning of university students, Spearman's correlation analysis. The study involved 79 university students aged 18 to 25 years. The conducted research allows us to draw a conclusion about the personal reactions of students in a situation of forced alienation and the influence of individual typological characteristics on adaptability, and on the choice of coping strategies. Allows you to explore situational anxiety and tendencies to interpersonal interaction by means of the formation of derivative personal properties. The patterns obtained include the following: a group of students who react negatively to self-isolation as an alienation from the social community, and a group of students who find a secondary benefit from forced self-isolation are singled out. The self-regulation strategies of the studied students depend on the form of their psychological or physiological response to self-isolation and contain both constructive and destructive forms of adaptation. The results of the study can be used in the practice of psychological and pedagogical support of the subject-subject interaction of the educational process, as well as in the development of guidelines for students.