Проблема исследования. Учебное задание - важнейшее организационное звено процесса обучения в общеобразовательной школе. Оно представляет собой вид поручения учителя учащимися, выполнение которого приводит к достижению желаемого учебного результа-та. Пандемия COVID-19 высветила проблемы учебного задания: оно не менялось по форме и содержанию на протяжении десятилетий, количество задаваемых учителем учебных зада-ний в рамках предмета остается одинаковым, оно в большей мере ориентировано на пред-метные результаты обучения [5; 12; 13]. Начиная с 50-ых годов ХХ века в советской педа-гогике активно разрабатывались проблемы школьного учебника и представления в нем учебного задания (В.П. Беспалько, Л.Я. Зорина, Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, А.И. Уман) [1; 2; 4; 9; 10; 11]. В настоящее время на основе классических исследований возникла необходимость обновить подходы к конструированию учебных заданий с учетом современ-ных реалий [6; 14].
Цель исследования. Выявить и экспериментально проверить направления изменения в конструировании учебных заданий для учащихся общеобразовательной школы с учетом требований к организации учебного процесса в России и необходимости повышения уровня учебной мотивации школьников в условиях экстремальных перемен.
Методы исследования: теоретические методы: анализ научно-педагогической ли-тературы с целью всестороннего изучения учебного задания как педагогического явления; анализ нормативно-правовых документов, регулирующий организацию процесса обучения на современном этапе; анализ учебников и учебных пособий гуманитарного цикла на предмет специфики представления в них учебных заданий; обобщение и синтез полученных резуль-татов. Эмпирические методы: наблюдение за процессом организации работы учителями с учебным заданием и за процессом его выполнения школьниками; организация эксперимен-тальной работы; сравнение; беседа с участниками образовательного процесса. Матема-тические методы: ранжирование, шкалирование, регистрация.
Выводы и рекомендации. В результате исследования были сделаны выводы о направлениях изменения в конструировании учебных заданий для учащихся общеобразовательных школ. Результаты исследования могут быть использованы научными работника-ми сферы образования с целью дальнейшей разработки проблемы учебного задания; авто-рами учебников и учебных пособий с целью совершенствования учебных заданий, представ-ленных в учебниках; администрацией и педагогами-предметниками общеобразовательных учреждений Российской Федерации с целью повышения качества образовательного процесса.
Research problem. The curriculum assignment is the most important organizational link in the learning process in the general education school. It represents a type of task that the teacher gives to students, and its completion drives the achievement of the desired learning outcome. The COVID-19 pandemic highlighted the problems associated with the curriculum assignment: its form and content have remained unchanged for decades; the number of the curriculum assignments given by the teacher within a particular subject is about the same; and they are more focused on subject-specific learning outcomes (Lopatkina, 2009; Uskova, 2020). Since the 1950s, Soviet scholars specializing in pedagogics have been actively investigating problems associated with school textbooks and the presentation of curriculum assignments in them (Bespalko, 1988; Zuev, 1987; Lerner, 1988; Uman, 1983, 1989). At present, there is a need to update approaches to the design of curriculum assignments on the basis of classical studies, taking into account modern realities (Osmolovskaya et al., 2020; Uskova, 2020).
Objective: to identify and verify, by experimental methods, the areas that require changes in the design of curriculum assignments for general education students, taking into consideration the requirements for the organization of the educational process in Russia and the need to in-crease the level of learning motivation of schoolchildren amidst radical transformations.
Research methods. Theoretical methods: analysis of academic literature in pedagogics for the purpose of a comprehensive study of the curriculum assignment as a pedagogical phenomenon; analysis of statutes and regulations governing the organization of the learning process at the pre-sent stage; analysis of textbooks and teaching manuals in order to identify the specifics of the presentation of curriculum assignments in them; summarizing and synthesizing the results of the above research. Empirical methods: observation of teachers organizing work with the curriculum assignment, and the process of its fulfillment by students; organization of experimental work; comparison; conversation with those involved in the educational process. Mathematical methods: ranking, scaling, recording.
Results and conclusions. As a result of the study, conclusions were made about the areas that require changes in the design of curriculum assignments for general education students. The results of the study can be used by education researchers in their further investigations of the problem of curriculum assignments; by authors of textbooks and teaching manuals in order to im-prove the curriculum assignments presented in textbooks; by subject teachers of general education institutions of the Russian Federation in order to enhance the quality of the educational process.