Проблема исследования. Сегодня наблюдается рождение нового цифрового общества. Однако различные технологические и социальные изменения, вызовы современного общества несут в себе и известную долю неопределенности. В силу этого и встает сегодня вопрос об обучении подрастающего поколения в цифровой образовательной среде. Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, сегодня начинает неуклонно снижаться возрастной порог, с которого дети знакомятся с постоянно возникающими информационными технологиями: например, уже в дошкольном возрасте они имеют возможность получения доступа к сети Интернет в условиях собственного персонального компьютера. Из этого можно сделать вывод, что процесс формирования и развития информационной культуры надо начинать уже в раннем возрасте. Результативность данного процесса будет достигнута тогда, когда школа создаст единую безопасную цифровую среду и будет сформирова-на информационная культура субъектов образовательного процесса. Различные аспекты проблемы исследования представлены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так, в своих работах они, в частности, рассматривают такие аспекты информатизации в области образования, а также формирования и развития информационной культуры подрастающего поколения, как: повышение информационно-аналитической куль-туры личности у Н.А. Слядневой; расширение информационной инфраструктуры в образовательной среде школы у Ю.Г. Коротенкова; внедрение информационных технологий в образовательное пространство у И.В. Роберта, С.В. Панюковой; использование компьютеров в образовании и обучении у В.П. Беспалько; компьютеризация образовательного процесса в учебных заведениях у Ю.С. Брановского и т. д. В то же время, в педагогических исследованиях не раскрываются в полной мере педагогические условия развития информационной культуры обучающихся в цифровой среде. Изучение научной литературы и современного состояния образовательной практики по проблеме исследования позволило выявить следу-ющее противоречие: между требованиями федерального государственного образователь-ного стандарта основного общего образования к уровню сформированности информационной культуры обучающихся и недостаточной теоретической и практической обоснованно-стью педагогических условий эффективности ее развития в цифровой среде. Рассматривая основные приоритеты общего образования, мы выяснили, что целью на сегодняшний день является формирование информационной культуры обучающихся. И это говорит не только в пользу образовательной необходимости, но также и в пользу того обстоятельства, что сама роль информационной деятельности постоянно возрастает, меняя, по сути, весь ха-рактер жизни, где требуется информационно активный и инициативный индивид, способ-ный осуществлять с использованием технологических средств самые смелые решения. В статье применялись следующие методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения психолого-педагогической и ме-тодической литературы; обобщение, систематизация, классификация, сравнение. В каче-стве эмпирических методов использованы факторный качественный анализ, анкетирова-ние. В исследовании приняли участие 35 студентов 4 курса по направлению подготовки Пе-дагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Практическая значимость ис-следования заключается в том, что разработана программа развития информационной культуры обучающихся в цифровой среде, позволяющая комплексно развивать все струк-турные компоненты информационной культуры личности. Материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями-предметниками в процессе развития информационной культуры обучающихся. Материалы исследования также могут быть ис-пользованы студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
The problem of research. Today we are witnessing the birth of a new digital society. However, various technological and social changes and challenges of modern society also carry a certain amount of uncertainty. Because of this, the question of educating the younger generation in a digi-tal educational environment arises today. As the analysis of domestic and foreign experience shows, today the age threshold from which children get acquainted with constantly emerging in-formation technologies is steadily decreasing: for example, already at preschool age they have the opportunity to access the Internet in their own personal computer. From this we can conclude that the process of formation and development of information culture should begin at an early age. The effectiveness of this process will be achieved when the school creates a single secure digital envi-ronment and the information culture of the subjects of the educational process is formed. Various aspects of the research problem are presented in the works of both domestic and foreign research-ers. So, in their works, they, in particular, consider such aspects of informatization in the field of education, as well as the formation and development of the information culture of the younger generation, as: increasing the information and analytical culture of the personality of N.A. Slyadneva; expanding the information infrastructure in the educational environment of the school of Yu.G. Korotenkov; the introduction of information technologies into the educational space of I.V. Robert, S.V. Panyukova; the use of computers in education and training by V.P. Bespalko; computerization of the educational process in educational institutions by Y.S. Branovsky, etc. At the same time, pedagogical research does not fully disclose the pedagogical conditions for the development of information culture of students in a digital environment.
The study of scientific literature and the current state of educational practice on the re-search problem has revealed the following contradiction: between the requirements of the federal state educational standard of basic general education to the level of formation of the information culture of students and the insufficient theoretical and practical validity of the pedagogical condi-tions for the effectiveness of its development in the digital environment. Considering the main pri-orities of general education, we found out that the goal today is to form an information culture of students. And this speaks not only in favor of the educational necessity, but also in favor of the fact that the very role of information activity is constantly increasing, changing, in fact, the whole nature of life, where an information-active and initiative individual is required, capable of making the boldest decisions using technological means. The following research methods were used in the article: theoretical methods, including the analysis of the subject of research based on the study of psychological, pedagogical and methodological literature; generalization, systematization, classi-fication, comparison. Factor qualitative analysis and questionnaires were used as empirical meth-ods. The study involved 35 4th-year students in the field of Pedagogical education (with two train-ing profiles). The practical significance of the research lies in the fact that a program for the de-velopment of information culture of students in a digital environment has been developed, which allows for the comprehensive development of all structural components of an individual's infor-mation culture. The materials and results of the study can be used by subject teachers in the pro-cess of developing the information culture of students. The research materials can also be used by students when writing term papers and final qualifying papers.