Процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования весьма сложен и определяется большим количеством факторов, в числе которых присутствует мотивация учения студентов. Сложность организации процесса в настоящее время состоит в том, что обучение приняло гибридную форму, которая также существенно влияет на мотивационную сферу обучающихся. Развитие последней оказывает значительное воздействие на профессиональную мотивацию, которая помогает построить собственную траекторию в пространстве профессии. На сегодняшний день большинство студентов вынуждены осваивать многие дисциплины в дистанционном формате. Данная ситуация связана со сложной эпидемиологической ситуацией. Многие студенты отмечают, что образовательный процесс носит для них формальный характер, а желание учиться и реализовываться в будущем в выбранной профессии становится менее выраженным. В связи с этим возникает вопрос: каким образом гибридная форма обучения влияет на развитие мотивации учения студентов.
Цель исследования состоит в изучении мотивационных компонентов деятельности будущих педагогов дошкольного образования в период гибридного обучения. Методы исследования. Для изучения мотивации учебной деятельности будущих педагогов дошкольного образования в период гибридного обучения мы использовали методику "Изучение мотивов учебной деятельности студентов", предложенную А.А. Реаном и В.А. Якуниным и авторский опросник "Адаптация студентов к гибридному (смешанному) формату обучения". В исследовании принимали участие студенты 1, 2 и 4 курсов направления "Педагогическое образование" (Дошкольное образование) в количестве 62 человек. Выводы и рекомендации. В рамках проведенного исследования выявлены наиболее значимые мотивы учения и их взаимосвязь с гибридным форматом организации обучения. Исходя из результатов диагностического инструментария, нами сделан вывод о том, что мотивация связана с общими жизненными ценностями, личными смыслами жизни и будущей профессией. Однако из-за недостатка личного общения с преподавателями и сверстниками, формального отношения к лекциям и практическим занятиям в онлайн-формате, у студентов снижается уровень мотивации к обучению, что отражается на развитии профессиональных мотивов деятельности. Проведенное исследование по изучению мотивации учения будущих педагогов дошкольного образования в период гибридного обучения поможет внести коррективы в организацию процесса обучения и воздействовать на определенные аспекты мотивационной сферы обучающихся, в числе которых учебные и профессиональные компоненты. Результаты исследования. Результаты исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями при организации учебного процесса в формате гибридного обучения. Учитывая степень развития мотивационной сферы, преподаватель может выстраивать определенным образом свое занятие и воздействовать на какой-либо из компонентов учебной и профессиональной мотивации студентов.
The process of preparing future preschool teachers is very complex and is determined by many factors, among which there is a student's teaching motivation. Currently the complexity of the organization of the process consists in the fact that training has taken a hybrid form, which also significantly affects on the motivational sphere of students. The development of the latter has a significant impact on professional motivation, which helps to build their own trajectory in the space of the profession. Today, most students are forced to master many disciplines in a distance format. This situation is associated with a complex epidemiological situation. Many students note that the educational process is formal for them, and the desire to study and be realized in the future in the chosen profession becomes less pronounced. In this regard, the question arises: how the hybrid form of education affects the development of students' teaching motivation.
The research purpose is to study the motivational activity components of future preschool teachers in the period of hybrid learning. Research methods. We used the methodology "Research the motives of students' educational activities" proposed by A.A. Rean and V.A. Yakunin and the author's questionnaire "Adaptation of students to a hybrid (mixed) learning format" for studying the motivation of the educational activities of future preschool teachers during the hybrid learning period. The research involved students of the 1st, 2nd and 4th courses of the direction "Pedagogical education" (Preschool education) in the number of 62 people. Conclusions and recommendations. Within the framework of the research, the most significant teaching motives and their relationship with the hybrid format of the teaching organization are identified. Based on the results of diagnostic tools, we concluded that motivation is related to common life values, personal life meanings and future profession. However, due to the lack of personal communication with teachers and peers, formal attitude to lectures and practical classes in online format, students' teaching motivation decreases, which affects the development of professional activity motives. The conducted research on the study of the teaching motivation of future preschool teachers in the period of hybrid learning will help to make adjustments to the organization of the learning process and influence certain aspects of the motivational sphere of students, including educational and professional components. Research results. The results of the research can be used by higher educational institutions in the organization of the educational process in the format of hybrid learning. Considering the degree of development of the motivational sphere, the teacher can build his occupation in a certain way and influence any of the components of the educational and professional motivation of students.