Одна из актуальных проблем современного образования - формирование и развитие кросс-культурной компетентности у студентов. Она связана с происходящими в мире процессами глобализации. Исходя из этого вопрос подготовки студентов, способных к межкультурной коммуникации, принятию и пониманию культур других народов имеет важное значение. Кросс-культурная компетентности студентов - это способность обучающихся эффективно взаимодействовать с окружающим миром, устанавливать доброжелательные межличностные отношения. Изучив разные аспекты понятий "межкультурная компетенция", "кросс-культурная компетенция", "кросс-культурная компетентность", авторы статьи констатируют, что данная компетентность является очень важной составляющей педагогической компетентности студентов. Поэтому говорят о необходимости организации целенаправленного процесса формирования кросс-культурной компетентности у студентов в процессе обучения. В связи с этим авторами в статье представлены мнения зарубежных и отечественных казахстанских ученых по данной проблеме, результаты экспериментальной работы по определению уровня владения кросс-культурной компетентностью у студентов 1,2,3 курсов по образовательным программам педагогического направления Кызылординского университета имени Коркыт Ата и пути ее эффективного формирования. Они предлагают внедрить в вузовский педагогический процесс элективный курс "Основы межкультурной коммуникации" объемом в 3 кредита, практикум по формированию кросс-культурной компетентности будущих учителей, содержащеий систему заданий, ситуаций по формированию межкультурной толерантности и кросс-культурной компетентности, предназначенные для изучаемых педагогических дисциплин, таких, как "Педагогика", "Педагогика начального обучения", "Этнопедагогика" и др.
One of the urgent problems of modern education is the formation and development of cross-cultural competence in students. It is connected with the processes of globalization occurring in the world. That is why the question of training students capable of intercultural communication, acceptance and understanding of other peoples' cultures is of great importance. Cross-cultural competence of students is the ability of students to effectively interact with the world around them, to establish benevolent interpersonal relationships. Having studied different aspects of the notions "intercultural competence", "cross-cultural competence", "cross-cultural competency", the authors state that this competence is a very important component of students' pedagogical competence. That is why they speak about the necessity of organizing a purposeful process of forming cross-cultural competence among students in the process of learning. In this regard, the authors present the opinions of foreign and domestic Kazakh scientists on this problem, the results of experimental work to determine the level of cross-cultural competence of 1st, 2nd, 3rd year students in the educational programs of pedagogical direction at Korkyt-Ata Kyzylorda University and ways of its effective formation. They propose to introduce in the university teaching process of the elective course "Fundamentals of intercultural communication" in the volume of 3 credits, a practical course on formation of cross-cultural competence of future teachers, containing the system of tasks, situations for the formation of intercultural tolerance and cross-cultural competence, designed for the studied educational disciplines such as "Pedagogy", "Pedagogy of primary education", "Ethnopedagogy", etc.