Проблема исследования. Наряду со многими другими странами мира Узбекистан также перевел свою систему образования на онлайн-обучение во время пандемии COVID19. С 1 апреля 2020 года система высшего образования в стране принято переходить гибридную систему образования, и ни одно из этих влиятельных обстоятельств не отменило необходимости проведения научных исследований в сфере высшего образования. С этого момента стала актуальной задачей высшего образования как эффективно организовать самостоятельную научную деятельность студентов.
Цель исследования - изучить влияние COVID-19 на научно-исследовательской деятельности студентов Узбекистана в условиях глобальной пандемии.
Методы исследования. Настоящее исследование основано на анализ результатов опроса, проведенного с целью изучения существующих условий и препятствий для самостоятельных научных исследований студентов высших учебных заведений. В опросе приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры 14 высших учебных заведений Узбекистана. В качестве основных индикаторов благоприятных условий были выделены: совместимость учебного процесса с проведением научных исследований; мотивация студентов к научной деятельности; степень удовлетворенности студентов от работы со своими научными руководителями и уровень их умения пользоваться научными базами данных; уровень финансовой обеспеченности студента, необходимый для проведения научных исследований; влияние пола и территории на научную деятельность.
Результаты исследования анализируются статистическими методами. По результатам статистического анализа подтверждено онлайн образование, которое организованное из-за пандемии COVID-19, оказало негативное влияние на научно - исследовательскую деятельность студентов. Тем не менее результаты опроса показывает существует ряд проблем, связанных с вопросом эффективно организовать научно-исследовательской деятельности в высшем образование Узбекистана.
Выводы и рекомендации. Правильно построенная организация учебного процесса окажет долгосрочное положительное влияние на духовно-образовательную жизнь, качество образования и компетентность выпускников. Научно-исследовательская деятельность дает возможность студенту самореализоваться, развиваться и набираться опыта. По этому, учебный процесс вуза должна организована так что бы студенты с первого курса могли бы усвоить и развивать исследовательские навыки, самостоятельно организовать научно-творческий деятельность.
Research problem. Along with many other countries of the world, Uzbekistan has also transitioned its education system to online education during the COVID-19 pandemic. The higher education system in the country then adopted hybrid education system, and none of these influential circumstances abolished the need for independent research in higher education. Since that moment, it has become an urgent task of higher education how to effectively organize independent scientific activities of students.
The purpose of the study is to analyze the impact of COVID-19 on the research activities of students in Uzbekistan in the context of a global pandemic.
Research methods. Present study seeks to analyze the results of a survey, conducted with the aim of examining the present conditions and obstacles for the independent scientific researches of higher education institution students. The survey included volunteers from the undergraduate and graduate students from 14 higher education institutions of Uzbekistan. It outlined the following as the key indicators of favorable conditions: the compatibility of learning process with the conduction of scientific research; the motivation of students for the scientific research; the degree of satisfaction of the students from the work with their scientific advisors and the level of their ability to use scientific databases; the level of financial security of the student required for the scientific research; the impact of sex and territory for the scientific activity.
The results of the study are analyzed by statistical methods. According to the results of statistical analysis, online education was confirmed, which, organized due to the COVID-19 pandemic, had a negative impact on the research activities of students. Nevertheless, the results of the survey show that there are a number of problems associated with the issue of effectively organizing research activities in higher education in Uzbekistan.
Conclusions and recommendations. A properly built organization of the educational process will have a long-term positive impact on the spiritual and educational life, the quality of education and the competence of graduates. Research activities enable the student to self-actualize, develop and gain experience. Therefore, the educational process of the university should be organized so that students from the first year could learn and develop research skills, independently organize scientific and creative activities.