Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время значительно увеличилась необходимость общества в выпускниках вузов, способных к самостоятельным, автономным решениям и поступкам, которые не бояться брать на себя ответственность в типичных и незнакомых социальных ситуациях, умеющих выбирать рациональный путь, формулировать цель деятельности и видеть наперед ее результаты. Благодаря этому категория социальной ответственности проявляется личностным качеством любого будущего специалиста различных сфер. Социальная ответственность характеризуется высоким чувством долга, умением принятия быстрых и правильных решений, проявлением позитивных эмоций, высокой мотивацией, прогнозированию последствий своих действий. Таким образом, социальная ответственность является ценностью и важной чертой российской молодежи, а ее развитие - одной из главной педагогической задачей. Проблема социально ответственного поведения, безусловно, беспокоит многих исследователей различных научных сфер, однако основные компоненты социальной ответственности студентов и их содержание не изучены и не раскрыты в полной мере. Цель статьи: выявить содержание и компоненты социальной ответственности студентов вуза. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод сравнительного анализа, синтез характеристик социальной ответственности для выделения ее компонентов. Выводы: В статье рассмотрены основные подходы к определению социальной ответственности, определены основные компоненты социальной ответственности студентов вуза, показан широкий потенциал внеаудиторной деятельности вуза в процессе формирования социальной ответственности. Значимость полученных результатов заключается в последующем составлении модели педагогического сопровождения развития социальной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности.
The relevance of this study lies in the fact that at present the society's need for university graduates has significantly increased, capable of independent, autonomous decisions and actions, who are not afraid to take responsibility in typical and unfamiliar social situations, who can choose a rational path, formulate the goal of activity and see the results in advance. Due to this, the category of social responsibility is manifested by the personal quality of any future specialist in various fields. Social responsibility is characterized by a high sense of duty, the ability to make quick and correct decisions, the manifestation of positive emotions, high motivation, and the ability to predict the consequences of one's actions. Thus, social responsibility is a value and an important feature of Russian youth, and its development is one of the main pedagogical tasks. The problem of socially responsible behavior, of course, worries many researchers in various scientific fields, however, the main components of students' social responsibility and their content have not been studied and not fully disclosed. The purpose of the article: to reveal the content and components of the social responsibility of university students. Research methods: analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, the method of comparative analysis, the synthesis of the characteristics of social responsibility to highlight its components. Conclusions: The article considers the main approaches to the definition of social responsibility, identifies the main components of the social responsibility of university students, shows the wide potential of extracurricular activities of the university in the process of forming social responsibility. The significance of the results obtained lies in the subsequent compilation of a model of pedagogical support for the development of social responsibility of university students in extracurricular activities.