Стрессы студентов связаны с учебными, возрастными социально-экономическими, эпидемиологическими факторами. Несформированность стратегий совладания со стрессом и эмоциональной регуляции приводит к девиантному поведению (курению, употреблению алкоголя). Цель статьи: выявить особенности совладания со стрессом у курящих и некурящих студентов в вузе. Методологическую основу исследования составляют положения о механизмах копинг-стратегий Р. Лазаруса, положения И.Н. Андреевой, Холла об эмоциональном интеллекте. Методы исследования: теоретический анализ; эмпирические методы: тестирование; статистические методы. Методики: тест стратегий совладания со стрессом, опросник Холла, Торонтская алекситимическая шкала, опросник Спилбергера-Ханина ситуативной и личностной тревожности, и дополнительно индекс жизненного стиля, опросник Хорна, опросник Фагерстрема, тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых; коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Манна-Уитни и углового преобразования Фишера. Было исследовано 158 бакалавров технических направлений подготовки в возрасте 19-20 лет: 20% - курящие студенты и 80% - некурящие студенты. Выводы и рекомендации. Среди студентов технических специальностей каждый пятый курит. Основной мотив курения опрошенных - поддержка и расслабление. Чтобы справиться со стрессом курящие студенты используют курение, алкоголь, еду, сон, общение с друзьями, прогулки на воздухе, сериалы; замещение, конфронтацию, уход и принятие ответственности. Некурящим девушкам больше свойственна регрессия, юношам - интеллектуализация, также среди девушек чаще наблюдается высокая ситуативная тревожность и алекситимия. И у курящих, и некурящих студентов наблюдается невысокий уровень эмоционального интеллекта. Курящим учащимся, прибегающим к курению как к бегству от тревоги, средству снятия эмоционального напряжения и расслаблению, некурящим учащимся с невысоким эмоциональным интеллектом, высокой тревожностью важно помогать в овладении техниками регуляции состояния, релаксации, развитии эмоционального интеллекта, что повысит выраженность конструктивных копингов.
Stress among students is related to academic, age-specific, socio-economic, and epidemiological factors. The lack of stress coping and emotional self-regulation strategies leads to deviant behavior (smoking, alcohol drinking). The article is aimed at revealing the peculiarities of stress coping strategies among smoking and non-smoking students in higher education. Methodological basis of the study appeals to the theory of R. Lazarus on the mechanisms of coping strategies, the provisions of I.N. Andreeva and N. Hall on emotional intelligence. Research methods: theoretical analysis; empirical methods: testing; statistical methods, including Stress Coping Skills Test, Hall Emotional Intelligence Test, Toronto Alexithymia Scale, Spielberger-Hanin Anxiety Test, Lifestyle Index, Horn Questionnaire for Smoking Behavior, Fagerstrom Test for Nicotine Dependence, Test for Educational Stress (Y.V. Shcherbatykh); Spearman's Rank Correlation Coefficient, Mann-Whitney U test, Fisher's Angular Transformation. A total of 158 Bachelors of Technology (aged 19-20 years) were tested. Conclusions and recommendations. Among the students of technical specialties every fifth smokes. The main motivating factors to smoke are support and relaxation. Smoking students appeal to smoking, alcohol, food, sleep, socializing with friends, outdoor walks, soap operas; displacement, confrontation, escapism and taking responsibility. Regression is more characteristic of non-smoking girls; they are also more likely to have high situational anxiety and alexithymia, whereas young men are prone to intellectualization. Both smoking and non-smoking students have low emotional intelligence levels. Smoking students, who resort to smoking as a means of escapism from anxiety and relaxation, and non-smoking students with low emotional intelligence and high anxiety need help to master emotional self-regulation, emotional intelligence, which will enhance the manifestation of constructive coping strategies.