В статье предпринята попытка изучить субъективное качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с точки зрения ресурсного обеспечения и соответствующих факторов образовательной среды, влияющих на уровень этого качества. Согласно экспертной оценке Всемирной Организации Здравоохранения, число детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 2-3% детского населения, и эти показатели увеличиваются с каждым годом. Антропологическая интерпретация здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает особые медицинские подходы, в результате чего структурируются, так или иначе, социальные конструкты, которые должны способствовать ослаблению ограничений, накладываемых на детей-инвалидов. Физиологическая природа детей с ограниченными возможностями здоровья часто вызывает негативные ассоциации в обществе на бытовом уровне, что создает дополнительную нагрузку на психические формы инвалидности ребенка, снижая, тем самым, перспективы повышения его жизненных стандартов. Рассматривая субъективное качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, мы имеем в виду возможность преодолевать ими различные противодействия, оказываемые со стороны внешнего мира и на этой основе решать постоянно возникающие перед ними проблемы, пытаясь находиться в психологическом равновесии как с социальной средой, так и с самим собой. В этой связи, опираясь на опыт исследования детей с ОВЗ в различных областях научного знания, для выявления специфических особенностей субъективного качества жизни детей с ОВЗ в статье рассматриваются такие понятия, как "субъективное качество жизни ребенка", "дети с ограниченными возможностями здоровья" и собственно "субъективное качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья".
The article attempts to study the subjective quality of life of children with disabilities from the point of view of resource provision and relevant factors of the educational environment that affect the level of this quality. According to the expert assessment of the World Health Organization, the number of children with disabilities is 2-3% of the child population, and these figures are increasing every year. The anthropological interpretation of a healthy child and a child with disabilities presupposes special medical approaches, as a result of which, in one way or another, social constructs are structured, which should help to weaken the restrictions imposed on disabled children. The physiological nature of children with disabilities often causes negative associations in society at the household level, which creates an additional burden on the mental forms of disability of the child, thereby reducing the prospects for improving his living standards. Considering the subjective quality of life of children with disabilities, we mean the possibility for them to overcome various counteractions from the outside world and on this basis solve the problems that constantly arise before them, trying to be in psychological balance with both the social environment and with themselves. In this regard, based on the experience of studying children with disabilities in various fields of scientific knowledge, in order to identify the specific features of the subjective quality of life of children with disabilities, the article discusses such concepts as "subjective quality of life of a child", "children with disabilities" and actually "subjective quality of life of children with disabilities".