Вызовы, появившиеся в период пандемии COVID-19, открыли новые возможности в обучении иностранным языкам. Внедрение цифровых сервисов и технологий стало одним из способов осуществления успешного дистанционного обучения в динамично-развивающемся мире. Однако в процессе дистанционного обучения внимание в основном уделяется говорению как продуктивному виду речевой деятельности и аудированию как перцептивному виду речевой деятельности. В связи с этим студенты не испытывают трудностей в выражении собственного мнении и в формулировании аргументов, но утрачивают умения и навыки в оформлении речевых задач. Таким образом, встает вопрос о применении средств, способствующих эффективному развитию письменных умений и навыков студентов по иностранному языку. Наиболее популярным в решении данной проблемы может быть использование учебного блога. В связи с этим, целью исследования является осуществить анализ опыта реализации учебного блога в обучении письменной речи студентов языкового вуза и обосновать методические возможности учебного блога в формировании умений и навыков грамотной письменной речи, а также выявить положительные эффекты блог-технологии в целом. В статье исследуется опыт Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. В качестве эмпирических методов были использованы педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости внедрения в дистанционное обучение цифровых сервисов и технологий с обязательным фокусом на такой вид речевой деятельности как письмо. Было выявлено, что предложенный методический потенциал блог-технологии обладает хорошим потенциалом для совершенствования иноязычной письменной речи студентов и педагогической практики в целом. Результаты исследования могут быть использованы в обучении иноязычной письменной речи студентов лингвистических и филологических направлений подготовки, а также в рамках обучения по дисциплине "Академическое письмо".
The challenges due to the COVID-19 pandemic have provided new opportunities in teaching of foreign languages. The integration of digital services and technologies has become one of the ways to implement successful e-learning in a dynamically developing world. However, in the process of e-learning, speaking devotes to a productive type of speech activity and listening devotes to a perceptive type of speech activity. In this regard, students do not have any problems to express orally their own thoughts or opinion and formulate arguments, but they lose skills of speech design, in other words to express their thoughts in writing in an appropriate way. Thus, the question is which tools can contribute to the effective development of students' skills and abilities in a foreign language writing. The most popular solution to this problem might be the use of blogging. The aim of the study is to analyze the experience of implementing the blog in teaching writing to university students, to substantiate the methodical possibilities of the blog in forming literacy skills and abilities of writing and to identify the positive effects of blog-technology. The article explores the experience of the Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan Federal University. Pedagogical experiment and pedagogical observation are used as empirical methods. The study allows to conclude that it is necessary to implement digital services and technologies into e-learning with a mandatory focus on such a type of speech activity as writing. It was revealed that the proposed methodical possibilities of blog-technology have a good potential to improve foreign language writing skills of students. The results of the study can be useful in teaching foreign language writing of students such specialties as linguistics and philology and can be useful in the framework of learning the discipline "Academic writing" as well.