Сложившаяся социокультурная ситуация характеризуется негативными свойствами, одним из которых является падение духовности и нравственности людей. Действенным фактором борьбы с этим недостатком должна стать общеобразовательная школа, призванная воспитывать граждан, готовых к жизни в поликультурном мире. Школа должна иметь сложившуюся духовную культуру, складывающуюся из атмосферы нравственных отношений субъектов образовательного процесса, микроклимата на уроках и во внеурочной деятельности. Создание духовной культуры школы невозможно без духовно развитого учителя, обладающего этическим иммунитетом для противостояния разлагающим явлениям в микро и макросреде. Средством воспитания духовности личности выступает народная педагогика с ее традициями и обычаями как духовными основами личности (Л.П. Буева [2]). Целью исследования является выявление педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей на основе этнопедагогического подхода.
Методы исследования: анализ сущности этнопедагогического подхода и его потенциала для подготовки духовно развитого учителя в научно-педагогической литературе; изучение опыта подготовки будущих учителей в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, анкетирование студентов.
Выводы и рекомендации. Методологической основой организации этнопедагогической подготовки будущих учителей являются этнопедагогическая теория, разработанная Г.Н. Волковым [3], концепция этноса С.С. Арутюнова [1] и сложившийся на их базе этнопедагогический подход.
The current socio-cultural situation is characterized by negative properties, one of which is the decline of spirituality and morality of people. An effective factor in combating this disadvantage should be a comprehensive school designed to educate citizens who are ready for life in a multicultural world. The school should have an established spiritual culture, which is formed from the atmosphere of moral relations of the subjects of the educational process, the microclimate in the classroom and in extracurricular activities. The creation of a spiritual culture of the school is impossible without a spiritually developed teacher who has ethical immunity to resist the corrupting phenomena in the micro and macro environment. Folk pedagogy with its traditions and customs as the spiritual foundations of personality acts as a means of educating the spirituality of the individual (L.P. Bueva). The aim of the study is to identify the pedagogical conditions for the professional training of future teachers based on an ethnopedagogic approach.
Research methods: analysis of the essence of the ethnopedagogical approach and its potential for the training of a spiritually developed teacher in scientific and pedagogical literature; study of the experience of training future teachers at the I.Ya. Yakovlev ChSPU, student questionnaire.