Актуальность проблемы сохранения нравственных ценностей, принципов гуманитарного образования личности стоит сегодня остро не только в России, но и в мировом сообще-стве. Гуманитарное образование - это не только формирование современной системы научных знаний, но в первую очередь формирование ценностных ориентиров в нравствен-ном измерении. Трансформация ценностных ориентаций приводит к дезориентации личности человека, которая со временем только усиливается. Современный неоднозначный соци-ально-культурный ландшафт, который окружает человека, обрушивается со всей силой при поддержке СМИ и Интернета на человеческое сознание и он живет с ощущением, что на него "влияет все прошлые события по - новому, ибо прошлое возвращается к нам с новой силой. Мы оказались в ситуации, которую можно назвать "скачком времени" [3]. Современное общество не воспринимают жизнь так, как в прошлом, оно не ощущает такую тес-ную взаимосвязь с миром идей, искусства и ценностей" [3]. Важно понимать, что у каждо-го общества и каждой эпохи существует своя собственная специфическая установка по отношению к прошлому, настоящему и будущему, которые мешают адекватно оценить ре-альную ситуацию "здесь и сейчас". С этой точки зрения, современное образование и его субъекты являются отражением принципов гуманитарного образования, которое выполня-ет глобальную функцию - развитие нравственности в обществе.
Поскольку ценностные ориентации рассматриваются как понятие, определяющее принципы, вносящие планомерность в личное и групповое восприятие, отношения и поведение в социальных ситуациях, то можно сделать вывод, что их смена связана с изменением жизненных смыслов, руководствуясь которыми члены общества в своей повседневной жиз-ни, формируют новые модели поведения в разных сферах жизнедеятельности, в том числе и образования. Они могут быть устойчивыми и постоянными, маневренными и подвижны-ми, при этом устойчивость ценностных ориентаций имеет в целом динамический характер. История доказывает, что даже в период стагнации, ценностные ориентации подвер-гаются пусть продолжительной, но трансформации. А в период революционных перемен ценностные ориентации чаще всего становятся радикальными, вступающими в острое противоречие с традиционными устоями, и этот процесс может носить нерегулируемый характер. Таким образом, можно сделать вывод, что ценностные ориентации в ХХI веке трансформируются, при этом по-прежнему присутствуют в качестве основополагающих, традиционные ценности. Роль образования в сохранении основополагающих ценностей трудно переоценить.
Цель статьи. В статье авторы раскрывают через принципы и содержание соци-ально-правового образования некоторые аспекты гуманитарной составляющей в подготов-ке педагогов. Необходимость активизации гуманитарной составляющей в подготовке педа-гогов обусловлена потребностью современного общества в расширении масштабов гума-нитарной деятельности на основе гуманитарного мышления.
Методы исследования. Теоретические - анализ психологической и педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Исследование проводилось на базе Института развития образования Республики Татарстан. Результаты и выводы исследо-вания. В статье раскрыты принципы социально-правового образования, обеспечивающих формирование модулей социальной и правовой направленности в структуре подготовки пе-дагогов в вузе и системе повышения квалификации. Определено, что гуманитарная составляющая в подготовке педагогов в контексте социально-правового образования обеспечива-ет развитие социальной ответственности, формирование профессионально-правовой ком-петентности, готовность к реализации гуманитарного поведения в условиях социальных кризисов, террористических угроз и т. д., а также готовность нести ответственность за свое взаимодействие в социуме.
Today the problem of preserving moral values and principles of liberal education in the individu-al is acute not only for Russia, but also for the global community. Education in the humanities is not only forming a modern system of scientific knowledge. First of all, it is forming value beacons in the moral dimension. Value system transformation leads to disorientation of the human person-ality, which aggravates with the lapse of time. The ambiguous contemporary sociocultural land-scape surrounding people pounces on the human consciousness with all its might supported by mass media and Internet. As a result we live with the feeling of "being influenced by all the past events in a new way, since the past returns to us with renewed vigour. We have found ourselves in a situation which can be called a 'time slip' [3]. The contemporary society no longer perceives life as it did in the past, it doesn't sense such a strong correlation with the world of ideas, art and values" [3]. It is important to understand that every society and every epoch has its own specific paradigm relating to the past, present and future, which gets in the way of adequate assessment of the actual situation "here and now". From this perspective, the contemporary education and its subjects are the reflection of principles of the liberal education, which performs the global func-tion of morality enhancement in society.
Since the value beacons are considered as a notion determining principles, which bring consistency in individual and group perception, relationships and behaviour in social situations, one can make a conclusion that their shift is connected with changes in life purposes, which mem-bers of society rely upon in their everyday life when forming new behaviour patterns in different spheres of vital activities, including education. They can be sustainable and permanent, mobile and flexible. In the meantime, the stability of the value beacons is generally dynamic in nature. History proves that even in a period of stagnation, value orientations undergo a long, but trans-formation. Alternatively, in the period of revolutionary changes the value beacons predominantly become radical and acutely contradict traditional living principles, and this process can be un-controllable in nature. In such a way, it may be concluded that the value beacons are transforming throughout the ХХI century, while traditional values still exist as fundamental. Thus, it is difficult to overestimate the importance of education for preserving the core values.
Purpose of the Article. In this article the authors unveil certain aspects of the humanities component in teacher training through principles and content of socio-legal education. The necessity to activate the humanities component in teacher training is conditioned on the contemporary society's demand for expanding the range of humanities-related activities on the basis of humani-ties-oriented way of thinking.
Research Methods. Theoretical - analysis of psychological and pedagogical and methodological literature on the problem of research. The study was conducted on the basis of the Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan. Results and conclusions of the study. The article reveals the principles of social and legal education that ensure the formation of modules of social and legal orientation in the structure of teacher training at the university and the system of advanced training. It is determined that the humanitarian component in the training of teachers in the context of socio-legal education ensures the development of social responsibility, the for-mation of professional and legal competence, readiness to implement humanitarian behavior in conditions of social crises, terrorist threats, etc., as well as readiness to be responsible for their interaction in society.