Kazan Federal University Digital Repository

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИСКУРСАХ МЕДИАЦИИ И ГУМАНИТАРИСТИКИ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Смолянинова О.Г. ru_RU
dc.contributor.author Иванов Н.А. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-01-12T07:59:43Z
dc.date.available 2023-01-12T07:59:43Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173577
dc.description.abstract Рост социальной напряженности и усложнение конфликтных взаимодействий на почве культурных различий и дефицитарности общего уровня развития молодежи в условиях мозаичности культуры актуализируют проблему модернизации содержания и форматов профессиональной подготовки специалистов, работающих в системе "человек-человек" [15, 16]. Одним из перспективных путей решения данной проблематики является развитие социально-правового института медиации в образовательном дискурсе. Вместе с тем следует отметить недостаточную концептуализацию вопросов использования медиации в практике профессиональной подготовки студентов педагогического направления с точки зрения ее гуманитарного потенциала [2, 12, 16]. Поликультурным аспектам медиации в России уделяется мало внимания, в то время как за рубежом поликультурная медиация активно развивается [8]. Актуальность и недостаточная проработанность широкого спектра вопросов применения и развития поликультурной медиации как культуры диалога в подготовке будущих педагогов - специалистов гуманитарного профиля - обусловили цель исследования: научное осмысление проблематики становления и развития гуманитарного потенциала медиации в контексте содержания и организации профессионального образования студентов педагогических специальностей. Методы исследования: изучение и анализ диссертационных исследований по медиации, научных работ тематики медиации и поликультурализма, наукометрический анализ журнальных публикаций, сравнение, синтез и обобщение данных, моделирование. Выводы и рекомендации. Результаты исследования подтверждают правомерность гипотезы о дефицитарности исследований медиации во взаимосвязи с гуманитаристикой. Предложено и обосновано суждение о том, что медиация в образовательном дискурсе может рассматриваться как новация гуманитарной антропопрактики. Разработана концептуальная модель модернизации педагогического образования в дискурсах медиации и гуманитаристики, ведущей идеей которой выступает тезис о том, что профессиональный портрет педагогического работника XXI века актуализирует ролевую позицию медиатора. Результаты исследования могут быть использованы и учтены при проектировании и модернизации образовательных программ и форматов подготовки студентов - будущих педагогов. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" в рамках научного проекта "Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера", код заявки 2021102307858 (КФ-863). ru_RU
dc.description.abstract The growth of social tension and the complication of conflict interactions on the basis of cultural differences and the scarcity of the general level of youth development in the conditions of mosaic culture actualize the problem of modernization of the content and formats of professional training of specialists working in the "man-man" system [15, 16]. One of the promising ways to solve this problem is the development of the socio-legal institute of mediation in educational discourse. At the same time, it should be noted that there is insufficient conceptualization of the issues of using mediation in the practice of professional training of pedagogical students from the point of view of its humanitarian potential [2, 12, 16]. Little attention is paid to the multicultural aspects of mediation in Russia, while multicultural mediation is actively developing abroad [8]. The relevance and insufficient elaboration of a wide range of issues of the application and development of multicultural mediation as a culture of dialogue in the training of future teachers - specialists in the humanities - determined the purpose of the study: scientific understanding of the problems of the formation and development of the humanitarian potential of mediation in the context of the content and organization of professional education of students of pedagogical specialties. Conclusions and recommendations. The results of the study confirm the validity of the hypothesis about the scarcity of mediation research in connection with humanitarianism. The proposition that mediation in educational discourse can be considered as an innovation of humanitarian anthropopractics is proposed and substantiated. A conceptual model of modernization of pedagogical education in the discourse of mediation and humanitarianism has been developed, the leading idea of which is the thesis that the professional portrait of a teacher of the XXI century actualizes the role position of the mediator. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть I ru_RU
dc.subject медиация ru_RU
dc.subject гуманитаристика ru_RU
dc.subject профессиональная подготовка педагогов ru_RU
dc.subject поликультурализм ru_RU
dc.subject антропопрактика ru_RU
dc.subject ролевая позиция медиатора ru_RU
dc.subject mediation en_US
dc.subject humanistics en_US
dc.subject professional training of teachers en_US
dc.subject polyculture en_US
dc.subject anthropology en_US
dc.subject mediator's role position en_US
dc.title МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИСКУРСАХ МЕДИАЦИИ И ГУМАНИТАРИСТИКИ ru_RU
dc.title.alternative MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE DISCOURSES OF MEDIATION AND HUMANISTICS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 378
dc.description.pages 442-450


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics