Статья посвящена трансформации исследовательского (и, в определенной мере, инновационного) дискурса в сфере наук об образовании, вызванную тенденциями последних десятилетий и существенно усиленную эпидемией COVID-19. Специфика исследования заключается в комплексном характере понимания трансформации, затрагивающей как сферу онтологических и ценностно-смысловых оснований исследовательских практик, так и конкретной тематики и моделей их проектирования и исполнения. Целью исследования является разработка комплексной проективной модели аналитики и институционального закрепления исследовательского дискурса, предполагающая рефлексию направлений и тенденций изменения исследовательского дискурса в сфере образования; моделирование типовых инновационных и исследовательских проектов; модернизацию системы управления исследовательской и инновационной деятельностью в сфере образования. Основные результаты исследования представлены картой проблемного поля перспективных исследовательских практик; моделью описания научно-образовательных политик; описанием основных политик в сфере исследований и инноваций. Практическая значимость статьи определяется концептуализацией трех "паридигмальных подходов" к исследованиям в сфере образования - педагогическим, образовательным и цифровым, а также - совокупностью рекомендаций по стимулированию и развитию научно-инновационной инфраструктуры современного российского образования.
The article is devoted to the transformation of the research (and, to a certain extent, innovative) discourse in the field of educational sciences, caused by the trends of the last decades and significantly intensified by the COVID-19 epidemic. The specificity of the study lies in the complex nature of the understanding of transformation, affecting both the sphere of ontological and value-semantic foundations of research practices, as well as specific topics and models for their design and implementation. The aim of the study is to develop a comprehensive projective model of analytics and institutional consolidation of research discourse, which involves reflecting on the directions and trends of changes in research discourse in the field of education; modeling of typical innovation and research projects; modernization of the management system for research and innovation activities in the field of education. The main results of the study are presented by a map of the problem field of promising research practices; a model for describing scientific and educational policies; a description of the main policies in the field of research and innovation. The practical significance of the article is determined by the conceptualization of three "paradigmatic approaches" to research in the field of education - pedagogical, educational and digital, as well as a set of recommendations for stimulating and developing the scientific and innovative infrastructure of modern Russian education.